Годами любое упоминание о городе Хмельницком порождало разные ассоциации (и самая первая — «рынок»), никак не связанные с театром. Художественное реноме поддерживал разве что широко известный кукольный «Дивень». Областной же музыкально-драматический «выпал из жизни» — никуда не выезжал, да и слухи «изнутри» были неутешительные... Привычной стала такая картина: осень уже началась, а театр стоит себе — ни единой афиши, ни одного объявления о дате открытия сезона... Поэтому первое, что приятно поразило, — стильные афиши и «растяжки», освещенный вход... А потом — оркестр, который играет в фойе перед началом представлений, только что перестроенные под малую сцену и танцевальный класс верхние фойе, мониторы с рекламой спектаклей текущего репертуара...
Если верить в магию имен, то определенно положительно отразилась перемена в 2009 году «патрона» театра с большевика Петровского, одного из основателей ЧК и исполнителей Голодомора, на корифея украинской драмы Старицкого. Если же опуститься на землю, то такая «перезагрузка» (именно это определение в ходу у местных) является делом новой команды — опытного директора Петра Данчука, приглашенного на ряд постановок известного режиссера и продюсера Мирослава Гринишина, молодого режиссера и актера Ореста Пастуха. Недавнее назначение художественным руководителем ведущего актера Игоря Сторожука должно обеспечить крепкую «связку» между тем лучшим, что было в театре вчера, и тем отчасти необычным, что предлагается в настоящий момент. Обновление лица театра, бесспорно, заслуга директора, так же как и обновление кадровое.
Но не всегда под яркой обложкой содержится качественный продукт. В этом смысле показательными и обнадеживающими представляются последние работы: «Ревизор» в постановке О. Пастуха (он же играет роль Хлестакова) и «Aza-2011» М. Гринишина по «Цыганке Азе» М. Старицкого, премьерой которой открылся нынешний сезон.
«Ревизор», который уже был оценен жюри фестиваля «Премьеры сезона» в Ивано-Франковске, осуществлен в классических «абрисах», что не вызывает раздражения у непривыкших к экспериментам зрителей. Но там есть целые россыпи игровых находок и яркие актерские работы Ореста Пастуха, Николая Валивоца, Галины Чайковской, Марины Семенюк, Владимира Веляника, Степана Бортничука, Леонида Дысы, Василия Шпунта, Игоря Сторожука и других.
А вот обновленная «Аза» — это и впрямь бомба, и дополнение «2011» — принципиальное. На кону — «кислотная дискотека» в провинциальном городе, где под трансовую музыку и агрессивное мигание на видеоэкране цыгане торгуют наркотой, а местная молодежь то и дело задирает их (такие себе Монтекки и Капулетти); где авторитетный чиновник выгодно продает свою дочь замуж за сына другого авторитетного чиновника, где любовь Гали (Снежана Гринюк) и брито-татуированного Василия (Василий Шпунт) и неистовая звериная ревность затянутой в черную кожу Азы (Марина Семенюк) — это сплошное безумие, и только чудаковатый Афанасий (Орест Пастух), увешанный куклами-мотанками, оплакивает прерванную связь времен.
Такой экстрим в репертуаре, конечно, нужно дозировать. Поэтому ближайшие планы театра более спокойные: комедия, рассчитанная на хороший кассовый сбор (потому что привычку ходить в театр у хмельничан нужно возрождать долго и настойчиво), «Дом Бернарды Альбы» Ф. Гарсиа Лорки и постановка, которая обещает стать визиткой театра, — «Богданова правда» местного автора Ярослава Мельничука. И без текстов «патрона» тоже не обойдется. Конечно, кризисный менеджмент — дело неблагодарное и некомфортное для многих, кто привык все делать по старинке. Но сдвиги налицо, и они вселяют надежду на активное и достойное вхождение Хмельницкого театра имени М. Старицкого в общеукраинский художественный контекст.