Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Экзистенции»

Так называется художественный проект Анатолия Мельника, который можно увидеть до 6 мая во Львовском Дворце искусств
4 мая, 2018 - 17:47
Анатолий Мельник. Мать. 2016

Важной чертой художника Анатолия Мельника является то, что его живописная манера абсолютно лишена поверхностной привлекательности и так же откровенно противопоставлена снобистской экзальтированности. Для первой она бесцеремонно грубоватая, для второй, снобистской, — вызывающе прямая и откровенная. Безусловно, эти черты не являются определяющими для художника. Более характерна черта экспрессионистской, динамической, наполненной внутренним напряжением, ломаной и часто конфликтной цветопластики, противостояние масс и тонов, колористических объектов. Разумеется, все эти средства выражения отнюдь не является самоцелью, оставаясь лишь средствами. Очевидно, самое важное для Анатолия Мельника — находить адекватное звучание его произведений многогранности, сложности, необъятности, непостижимости пульсации бытия. У него нет элегичности, романтической настроенности, — как нет избыточного и бесплодного любования красочным месивом, различными текстурами, фактурами, рельефными комбинациями, так часто присущими современной живописи. Создается впечатление, что у  А. Мельника нет времени уделять серьезное внимание этим мимолетным, скоротечным и хитрым приемам, предназначенным завоевывать симпатию зрителя. Он будто бы не заботится о том, полностью ли соответствует его творчество тем модным нынешним тенденциям, которые завоевывают престижные выставочные залы и проекты. Однако это впечатление довольно ошибочное: Мельник предстает открыто и просто против всякой эпатажной, экзальтированной, псевдо-интеллектуальной, авантюрной, приготовленной в белых перчатках или набрызганной буйной профанской рукой тенденциозности. В лучших своих творениях он шершавый, как справедливость, у него достаточно сарказма, чтобы не быть юмористом там, где не место юмору, и достаточно решимости, чтобы не выглядеть со всех сторон элегантным. Он настроен говорить обо всем и на разные темы, — лишь бы не в респираторе, не птичьим, не «элитарным» голосом.

Анатолий Мельник. Старая крепость - II. Серия "Каменец-Подольский". 2007

По моему убеждению, выставочный проект Анатолия Мельника «Экзистенции», открытый в залах Львовского дворца искусств 22 апреля 2018 года, выгодно отличается от тех его предыдущих проектов, главной темой которых была тема т. н. «мамайчуков», где возможно определенная карикатурность «раскрашенных» образов несколько противоречила образности и где формо-пластическая «скоропись» не был лишена вопросов. Опытный Анатолий Мельник стал как будто опытнее, а его образное русло — глубже. Доминируют на выставке две характерные темы Мельника — динамично-образный пейзаж и динамично-образные человеческие характеры и типы. Не претендуя на анализ всего выставленного, остановлюсь лишь на двух его образах-знаках.

Анатолий Мельник. Портрет старшего мужчины (Судьба). 2015

В невероятно простом, простодушном, беспретенциозном, на одном дыхании созданном «Портрете пожилого мужчины» заложена такая типичность, хрестоматийная выразительность и красноречивость образа, сосредоточена такая внутренняя энергия, сила и покорность человека, покорившегося Судьбе, что этот безупречно представленный образ непосредственно говорит из-за порога молчания на языке, который глубоко проникает в мозг и сердце. В «Мужчине» вы прочитываете биографию мужчины, написанную без всякой фальши, в широкой многогранности эпизодов и коллизий сложной этой биографии. Бесспорно, этот живой образ — большая удача художника, по которой давно тоскует внимательный зритель. Мы слишком быстро привыкаем к общению с механизмами и так же быстро избавляемся от общения с живым человеком. «Пожилой мужчина» Анатолия Мельника справедливо напоминает: не все в порядке в вашем современном общественном королевстве.

Анатолий Мельник. Семья. 2010

Глубоко драматической, эпической предстает интерпретация Мельника любимого и хорошо известного ему Каменец-Подольского замка-крепости. Очень удачен образный строй почти графически представленной, скупой экспрессивной формой очерченной картины-знака «Старая крепость-II. Серия «Каменец-Подольский», где отголосок веков всплывает над современным наследием тревожно, предостерегающе и с физически ощутимым упреком, направленным в адрес излишне развлекательной современности, чаще всего неуместной в своей развлекательности. «Старая крепость-II. Серия «Каменец-Подольский» — суровый и величественный, как настоящий рыцарь, странный и достойный удивления в нашей не слишком рыцарской эпохе. Есть в этом пейзаже своя оригинальная, а не чопорная, не восторженно-элитарная, только живая, здоровая красота, способная быть выше любого безвременья.

Анатолий Мельник. Ой, Боже мой. 2017

Напоследок хочу отметить, что достоинство Анатолия Мельника, бывшего энергичного, деятельного, компетентного и успешного Генерального директора Национального художественного музея Украины, достойно и успешно продолжается в творческо-художественной деятельности живописца, с чем с удовольствием его  поздравляю.  

Анатолий Мельник. Серия "Жизнь подсолнухов". 2016

 

Любомир МЕДВИДЬ, народный художник Украины, действительный член Национальной академии искусств Украины, академик, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко. Иллюстрации предоставлены организаторами вернисажа
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ