Мои пейзажи никогда бы не были такими, если бы не было абстракции
Анатолий Криволап
Неделю назад, 16 мая, известный искусствовед Олеся Авраменко представила издание в Ужгороде на научной конференции «Эрделовские чтения», проведенной Закарпатской академией искусств. Следующая презентация состоится на Kyiv Art Fair в бизнес-центре «Торонто» во время Kyiv Art Week (с 23 по 27 мая) в экспозиции галереи «Триптих Арт». Кстати, в галерее представят две новинки: персональную выставку недавно созданных на Закарпатье произведений Анатолия Криволапа Ukrainian Landscape и собственно книгу «Криволап».
Идея этого издания, как и каждой книги Олеси Авраменко из серии Accent, заключается в научно исследованном и в популярно изложенном материале о художнике, ставшем объектом исследования. Цель — наблюдать непростой, однако уверенный путь художника к сегодняшним достижениям, показать тот поиск, напряжение, разочарования и открытия, без которых не бывает становления художественной личности и движения ее творчества.
ОТКУДА ВЗЯЛСЯ ТАКОЙ ТАЛАНТ?
Книга «Криволап» отвечает на многие важные вопросы: откуда взялся такой талант; как прорастал; что способствовало и как формировался; что мешало; сколько вложено художником сил и было ли тому сопротивление; как шел, куда смотрел и что видел; как страдал и о чем думал, работая в аскезе, как находил и терял единомышленников; к чему присматривался и что отбрасывал; как понял, что собственный стиль найден, и когда именно свободно заговорил во весь голос; когда его стали «слышать», то есть видеть, а когда — уже и понимать; как создал свой неповторимый «украинский пейзаж» и куда двигается теперь...
Показать известного художника, уже ставшего легендой, личностью, которой не чуждо человеческое, которая, как и мы, ищет, разочаровывается, находит, однако не успокаивается. Продемонстрировать, как сила именно его яркого таланта и могучей воли привносит важные изменения в наше мироощущение, отношение к природе, к родной земле. Ведь Анатолий Криволап пылающими красками своих полотен словно прочищает каналы зрительских чувств. Сначала нередко вздымает хаос и возбуждает душу, но затем щедро наполняет силой чувств, адекватной его артистическому высказыванию и энергии самой природы, которая уже много лет и является главным героем полотен Анатолия Криволапа.
Автор книги стремится дать ключ читателю для понимания произведений, настроить на их считывание не только визуально или эмоционально, но и сознательно. Картины Анатолия Криволапа, узнаваемые всегда и всюду, выплескивают в пространство высокий энергетический потенциал чистого концентрированного цвета.
Новый цикл картин, написанный на Закарпатье в Выжнем Березове. В целом, если выстроить сплошную стену из полотен, то выйдет картина гигантских размеров: высотой два и длиной — 20 метров. Это новый этап в живописных поисках Анатолия Криволапа, который в книгу, к сожалению, не вошел, так как художник пребывает в творческом деянии постоянно. Но сущность представленной серии метко выразила директор галереи «Триптих АРТ» Таня Савченко: «Мир для него — это повод для живописи, цель жизни — живопись, а сама жизнь — это время для живописи и больше ни для чего. Цветные сочетания — это его нервные клетки, он чувствует и реагирует красками... Его постоянная Муза и страсть, по его же словам, — это Природа. Что касается личности Анатолия Криволапа, то меня захватывает его профессиональная амбициозность и обостренная ответственность перед самим собой».
«ЭТО ИНТЕЛЛЕКТ, ПОЛОЖЕННЫЙ НА ПРОФЕССИЮ»
Книга довольно четко прорисовывает его жизненный и творчески-поисковый путь, потому читатель становится вооруженным и подготовленным к новым живописным высказываниям Анатолия Криволапа. Ведь каждый его шаг выглядит достаточно логичным, потому что сам художник, анализируя свое творчество, говорит, что его талант — «это интеллект, положенный на профессию». Действительно, рассматривая пейзажи художника, увлеченная силой и непостижимой энергией красок, часто вспоминаю высказывание приятеля ученого-математика, который отметил, что в таких картинах видит больше научный, чем художественный подход. На это Криволап, как ни странно, соглашается, подчеркивая, что выработал собственную теорию и формулу сочетания красок, и теперь сознательно использует их, но только вместе с собственными же душевными и энергетическими выбросами: «Я работаю только по интуиции, уже потом, при доводке, там уже включается интеллект. Чувства контролирую, чтобы не перейти в формальность. Если формально делаешь, то теряешь дыхание, которое идет от работы».
А еще делится Анатолий Криволап особенностями собственного творческого процесса, рассказывая, что ждет, «...пока молния не промелькнет, тогда все бросаю и — к полотну. Настолько увлекаюсь, что физически могу ничего не чувствовать. Как-то работал, нужно было подбросить дрова в камин, а я — в азарте. Даже не понял, что случилось, что-то почувствовал, но сразу и забыл, потом посмотрел, а на руке — волдыри, целую канаву выжег. Когда работаю, я скован, малодоступен, потому что оно все в тебе, работает, перед глазами мелькает, все это компонуется»...
Напомним, предыдущая монография Олеси Авраменко об Анатолии Криволапе «Метафізика чистого кольору» более полная по объему демонстрируемых произведений. Но эта, из серии Аccent, хоть и более сжата, в действительности информативно более полная — появились отдельные разделы «Конь», «Натюрморт и Ню» — они расширяют понимание движения художника в поисках. Есть здесь и чрезвычайно интересный раздел, посвященный уникальной, совершенно неожиданной для этого художника работе, которая ведется последние три года, — росписи церкви Рождества Богородицы вместе с коллегой, монументалистом Игорем Ступаченко.
И вся книга выстроена так, чтобы концептуально и визуально, яркой нитью проходила мысль о том, что абстракция — как философская категория и художественное очень взвешенное высказывание — лежит в основе, является источником творческого процесса наработок Анатолия Криволапа, благодаря которой он и открыл собственную систему цветописи: «Пишу чистыми красками все, не притушивая пейзажи. Поэтому они так звонко пылают. Мои пейзажи никогда бы не были такими, если бы не было абстракции. Более того, я открыл новое построение глубины».
P.S.
Книгу «Криволап» можно найти на форуме галерей в бизнес-центре «Торонто» 23—27 мая и 30 мая — 2 июня на «Книжном Арсенале» на стенде Издательства «Адеф», вместе с книгой «ЗАРЕЦКИЙ».