Ее можно назвать провокационной попыткой осмысления четырех последних поколений современной украинской литературы, которые появились после шестидесятников. Не обремененный каноническими взглядами, автор проникает в литературную кухню, рассказывая о мистификациях, легионерстве, гонорарах в украинской и мировой практике, о зависимости дальнейшего успеха писателя от возраста его дебюта; дает собственную версию пятидесяти лучших современных украинских поэтов, прозаиков, драматургов. Например, Сергей Грабовский называл Владимира Даниленко писателем, который всегда идет против течения. Хотя именно это позволяет ему говорить о литературе все, что он думает, даже если эти мысли украинская литературная среда иногда считает ересью...
— «Лісоруб у пустелі» читается на одном дыхании. Скажите, мозаичность созданной вами картины современной украинской литературы — это сознательный прием или дань моде на постмодерные интерпретации?
— «Лісоруб у пустелі» — не монография докторской диссертации, а взгляд изнутри литературной кухни. Готовя к печати эту книгу, я ставил перед собой единственную задачу: показать, что современная украинская литература яркая и не ограничивается десятком чаще всего упоминаюшихся имен. В ней не меньше полусотни конкурентоспособных авторов, а украинский писатель — один из наиболее загадочных героев нашего времени.
— Вы пишете, что в Украине нет объективной профессиональной критики, которая во всем цивилизованном мире служит мостиком между автором и читателем, воспитывая как писателя, так и читателя.
— В культурно самодостаточных странах книжный рынок, как и все информационно-культурное пространство, обслуживает политические, экономические и культурные интересы господствующей нации. Можно ли допустить, чтобы 90% французского книжного рынка было захвачено книгами английских или немецких издательств? А в Украине такое возможно. У нас 90% рынка занято книгами российских издательств. Из-за этих диспропорций украинская книга на собственном рынке остается маргинальным товаром, к которому соответственно относятся собственники и топ-менеджеры средств массовой информации.
В большинстве стран профессиональная критика сосредоточена в массовых изданиях, где журналисты осматривают новинки книжного рынка, ведут хит-парады изданий. Именно массовые издания с беспристрастной критикой и формируют читательские вкусы и культуру авторов. У нас массовые издания не занимаются критикой. В Украине критикой занимаются только специальные издания, которые принадлежат литературным кланам, поэтому не может быть и речи о беспристрастной оценке. В Украине столкнулись два крупнейших клана, сориентированные на идеологии либерализма и национализма. Организационным ядром первого клана является Ассоциация украинских писателей, журнал и издательство «Критика», а второго — Национальный союз писателей Украины и Институт литературы НАН Украины им. Т. Г. Шевченко. Каждый клан имеет свой взгляд на современную литературу и свою литературную иерархию. Война между кланами сводится фактически к тому, чтобы навязать обществу свою иерархию писателей.
— Обращая внимание на клановость литературного процесса, вы утверждаете, что в Украине отсутствует объективная профессиональная критика. Как вы оцениваете в таком случае уровень украинского литературоведения и влияет ли он на современный литпроцесс?
— Если бы литературоведение влияло на литературный процесс, то у нас была бы другая украинская литература. За годы независимости в Украине сформировалась плеяда талантливых литературоведов, свободных от ортодоксального марксизма. Среди этой плеяды — такие блестящие филологи, как Соломия Павлычко, Тамара Гундорова, Ярослав Полищук, Нила Зборовская, Василий Пахаренко, Владимир Панченко, Роксана Харчук, Ярослав Голобородько и многие другие. Но литературоведение — наука академическая, сосредоточенная на кафедрах университетов и в Институте литературы НАН Украины. Оно не влияет на культуру письма украинских литераторов, а формирует общую филологическую культуру нации.
— В своей книге вы обращаете внимание на то, что в украинской, польской, русской, французской, американской литературе различные соотношения между количеством писателей, рожденных в столице и провинции. От чего зависят эти соотношения?
— Каждая национальная литература принадлежит или к вертикальной, или к горизонтальной модели литературного быта. Вертикальные модели характерны для литературы с мощным имперским мышлением. Например, вертикальные модели развились во французской и русской литературе. Это значит, что вся жизнь в этой литературе сосредоточена в столицах. В Париже и Москве родилась треть французских и русских классиков! Кстати, в Москве, даже когда столицей Российской империи был Санкт-Петербург, родились такие наиболее яркие классики, как Пушкин, Фонвизин, Крылов, Грибоедов, Лермонтов, Достоевский, Брюсов, Белый, Пастернак, Цветаева, Паустовский, Леонов и другие, а из писателей ХХ и ХХI веков — Окуджава, Нагибин, Друнина, Ахмадулина, Высоцкий, Петрушевская, Ерофеев, Донцова, Пелевин и другие. Сделать литературную карьеру в русской литературе, не живя в Москве, практически невозможно. В литературе с горизонтальными моделями можно жить в провинции и быть успешным писателем. Горизонтальные модели имеют украинская, польская, американская литература, в которой роль столицы не играет решающей роли.
— Можно ли сказать, что в каждой стране есть земли, где рождается больше всего ярких писателей?
— В книге «Лісоруб у пустелі» я довольно подробно рассматриваю эту проблему. В истории каждой литературы наблюдается такое интересное явления, как литературная активность отдельных земель. Если русской литературе больше всего ярких писателей дала Москва, французской — Париж и земля Иль-де-Франс, которая сформировала господствующий франсийский диалект, то украинской литературе больше всего ярких писателей дала Полтавщина, которая, кстати, также сформировала господствующий диалект. На Полтавщине выделяются четыре крупнейших центра пассионарности: Полтава и Полтавский район, Миргородский, Зиньковский и Кобеляцкий районы. Эти четыре центра пассионарности дали украинской литературе в три раза больше писателей, чем любой другой литературно активный регион. На Полтавщине родились Григорий Сковорода, Иван Котляревский, Николай Гоголь, Евгений Гребинка, Леонид Глибов, Панас Мирный, Владимир Самийленко, Николай Филянский, Архип Тесленко, Николай Зеров, Яков Савченко, Михайль Семенко, Андрей Головко, Юрий Дольд-Михайлик, Олесь Гончар, Владимир Кашин, Григорий Тютюнник, Дмитрий Луценко, Анатолий Димаров, Павел Загребельный, Феодосий Роговый, Иван Билык, Грыгир Тютюнник, Василий Симоненко, Борис Олийнык, Василий Захарченко и многие другие. Полтавщина — сердце украинской литературы. Существует странный метафизический закон: если на какой-то земле родится хоть один мощный писатель, то своей пассионарностью он заряжает эту землю и создает предпосылки для рождения после себя других талантливых авторов...