Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Еще счастливее

На малой сцене Киевского театра на Липках (ТЮЗ) состоялась премьера обновленного спектакля «Счастливые дни»
3 февраля, 2000 - 00:00

Так получилось, что «Счастливые дни» на малой сцене ТЮЗа стали третьей работой молодого режиссера Юрия Яценко, которую можно было увидеть в Киеве. Две предыдущие — «Стулья» и «Лысая певица» по Ионеско давали все основания для благорасположенности тех, кто знал, на что способен этот талантливый постановщик. Спектакль этот стал уже второй постановкой невыносимой пьесы Беккета в городе — первую совершил Олег Липцын в «Сузір'ї». Что-то, наверное, носится в воздухе, если вдруг два абсолютно разных режиссера почти одновременно обращаются к этому, вообще-то жутковатому, трагифарсу. Постепенное погружение в землю без права освобождения, два акта кричащего одиночества, неописуемое счастье от наличия зубной щетки — ни смерти, ни жизни, лишь только «счастливые дни». Беккет абсурден и труден. Чтобы не увязнуть в нем, можно сделать «Счастливые дни» еще счастливее. Это счастье режиссер и подхлестывает в спектакле всеми доступными способами. Бедная закопанная в землю Винни (Ольга Писарь) на самом деле имеет всю свободу движений, она одета в блестящий, этакий курортно-опереточный наряд. Ее безмолвный друг Вилли представлен в целых трех весьма очаровательных молодых лицах. Большая часть спектакля насыщена разнообразным физическим действием — и мяч гоняют, и играют на аккордеоне, и имитируют любовные акты, и танцуют, и поют. Еще счастливее, еще счастливее. Не ощущаешь, в какой момент эти тонны счастья вдруг становятся грузом — неподъемным, увы, для спектакля. Вроде и все ведь делается грамотно и качественно, без ляпов и грубости — но, подобно обезумевшей Винни, постановка вязнет в инертной материи противоречий. Огромный монолог Винни требует столь же колоссального внутреннего усилия, только при таком условии все остальное сложится в целостную и яркую картину, которая включит в себя и футбол в начале, и вальс в финале. Этого усилия, этого стремления оторваться от земли обыденных приемов и наработанных этюдов здесь и нет. Остановка движения, потеря энергии нарастают исподволь и уже к середине спектакля поток сценической информации — все эти слова, жесты, мизансцены — становится чередой чувственно обедненных сигналов, усталым движением по одной прямой, на одной ноте к завершению. А счастье действительно было возможно. Потому что Юрий Яценко способен «взять» материал весьма сложный. Потому что «Счастливые дни» нужны ныне всем, как никогда ранее. И потому что земля уже подступает под самое горло.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ