Олега Скрипку и созданную им в 1986 году группу «Вопли Видоплясова» справедливо считают символами украинского рока. Так случилось, что юбилейный концерт «ВВ», посвященный их 25-летию (который состоится 20 ноября в Киеве на сцене Дворца спорта), практически совпал с еще одним юбилеем — 15-летием газеты «День». Кстати, наше издание в числе первы кто написал о музыкантах, которые несколько лет жили и работали во Франции, а затем в 1996-м вернулись на Родину. Это было перед десятилетием создания «ВВ», и ребятам фактически пришлось заново напоминать о себе украинским фанам.
За 15 лет «День» посвятил Олегу Скрипке и его команде не один десяток колонок, поддерживал все их культурные и гражданские инициативы. Господин Скрипка называет «День» «государственно созидательной газетой и примером того, какими именно должны быть украинские масс-медиа». В канун двойного юбилея мы говорили с лидером группы «ВВ» о нашей стране, творческой политике, революционерах и классиках, о стиле «постсоветский памфлет» — именно так Скрипка характеризует свое сегодняшнее творчество, а также о том, что публика увидит и услышит в юбилейной программе музыкантов.
«В ЛЮБОМ ФЕНОМЕНЕ ЕСТЬ И ПОЗИТИВ, И НЕГАТИВ»
— Олег, как стало известно, одним из пунктов юбилейной программы «ВВ» будет выступление Ансамбля песни и танца Вооруженных сил Украины. Вы планируете сделать переложение для военного оркестра некоторых собственных песен?
— Это будет юбилей нашего сотрудничества с Ансамблем Вооруженных сил Украины. Впервые вместе мы выступали на 10-летии «ВВ» в 1996 году, когда едва лишь вернулись из Франции, впоследствии были и другие общие концерты. В конце концов, нескольких музыкантов ансамбля мне даже удалось переманить в Le Grand Orchestra. На 25-летие «ВВ» будет исполнено где-то две трети старых песен и одна треть новых, то есть золотая середина. Часть композиций прозвучит с оркестром, а другие — в «чистом» виде. Гости вечера также будут петь.
— То есть «протокольная» часть тоже планируется?
— Нет, не протокольная, а будут приветствия от Леся Подервянского, Сашки Гаркуши, а это не протокол, все должно выйти зрелищно и весело для публики.
— Вы сами делали аранжировку песен для духового оркестра? Насколько сложно сделать переложение рок-песни для большого инструментального состава?
— Аранжировка — это дело техники. Сложно придумать песню. Когда-то именно мы первыми в Украине начинали играть с оркестрами, а сегодня это стало уже практикой: все коллеги выступают с симфоническими оркестрами. Но нам по духу подходит именно этот оркестр с его мощностью и мужеством. Конечно, без эпатажа на нашем концерте не обойдется.
— Однажды в интервью вы сказали, что тяготение советской музыки к простым песням-маршам фактически зомбировало общество, загоняло искусство в определены жесткие рамки. А сами играете с духовым оркестром! Нет ли здесь противоречия?
— Жизнь противоречивая и парадоксальная, в любом феномене есть и позитив, и негатив. Сегодня кто-то ностальгирует за прежним СССР. Но почему-то с тех времен заимствуется какой-то эрзац, которого тогда в действительности не было: шансон, попса 1980-х, какая-то уродливая мода, тогда как большой организованный оркестр — это ностальгия не столько за СССР, сколько за порядком и государственностью. Если бы Украина была в действительности мощным государством, то имела бы много военных оркестров. А поскольку их нет, мы сотрудничаем с постсоветским ансамблем. Руководство в нем меняется, а люди, которые пишут партитуры, и музыканты остаются. Работать с военными музыкантами и организованными людьми очень комфортно. Помню, в 1996 году спросил, сколько им нужно времени для того, чтобы выйти на сцену и настроиться. Дирижер ответил: 15 секунд. Я подумал, что это невозможно, а они вышли и включились за 10 секунд!
«СОСТОЯНИЕ РАЗОЧАРОВАНИЯ НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЕД»
— Олег, а как вы восприняли Украину по возвращении из Франции и какой видите ее в настоящий момент?
— Правильно говорят, что история идет по спирали. Я считаю, что 1996 год был предтечей 2004-го — временами надежды и надежд на позитивные перемены. Президент Кучма казался человеком, который осуществит демократические изменения, преодолеет коммунизм. Несмотря на то что в карманах людей ничего не было, но много чего было в голове. Мы приехали из Франции в Украину с верой в то, что здесь уже можно и работать, и жить. Именно поэтому мы и вернулись.
Таким же ярким был и 2004 год! Майдан — надежда людей на лучшее. Сегодня психологическое состояние украинцев абсолютно противоположно тому, что было в начале независимости, в 1996-м и 2004 годах. Однако, невзирая ни на что, в Украине произошли реальные изменения, появились новые возможности, но люди этого как бы не видят. Мы стали жить лучше во всех отношениях — материальном, экономическом, культурном, техническом, бытовом. Демократические изменения произошли! Но объективная реальность разочаровывает, потому что люди видят только то, что на поверхности, так сказать, скорлупу ситуации. Впрочем, состояние разочарования необходимо, чтобы двигаться вперед. Лично у меня нет разочарований, я «больной оптимист». «ВВ» может опираться на свои достижения и имеет перспективы. Сегодня наша позиция намного более выгодна, чем в прошлые годы: «журавли в небе», не было ни репетиционной базы, ни средств на съемку клипов.
— «ВВ» изменяется, а чего можно ожидать от группы в ближайшем будущем?
— В настоящий момент мы находимся в периоде классицизма. Рок-н-ролл сегодня — это классический стиль. Нет смысла выдавливать из себя протесты или «авангарды», нужно просто делать качественный рок, классический украинский рок, которого у нас никогда не было. Мы его создали, и теперь его нужно правильно преподнести: качественно исполнить, качественно записать, правильно провести презентацию и тому подобное. Если раньше нужно было делать революцию, то сегодня нужна качественная эволюция.
«НЕЛЬЗЯ СЕБЯ ВЫДАВАТЬ ЗА ПАЦАНА, КОГДА ТЕБЕ ЗА СОРОК»
— 25 лет для рок-группы — очень почтенный возраст. Это налагает отпечаток на музыку, которую вы в настоящий момент пишете?
— Конечно, нельзя себя выдавать за пацана, когда тебе за сорок. Рок также не молодое направление в музыке. Как придумать в роке что-то революционное, когда уже все сыграно и все придумано? Можно, конечно, петь хип-хоп или урбан-рэп и что-то искать в этом. Но мне кажется, что сегодня нужно просто эволюционировать.
— Ливни, которые в последние годы сопровождают ваш етно-фестиваль «Країна мрій», не наводят на мысль, что, может, нужно делать, как говорят, другой формат?
— Фестиваль «Країна мрій» будет оставаться на улице, а люди должны постепенно привыкнуть к климатическим изменениям. Что поделаешь, мы сегодня живем в полутропической стране! Для сравнения: в балтийских или скандинавских странах очень много качественных фестивалей, публика которых привыкла к плохой погоде и даже не обращает на это внимания. Украинцы тоже должны привыкнуть, во-первых, ходить на свое, а во-вторых, инвестировать в свое. Да, иностранные артисты — это хорошо, заграничные путешествия — тоже, но пока мы не начнем уважать свое, до тех пор не сможем стать полноценной нацией. При любых условиях украинское должно оставаться для нас в приоритете.
— А ориентация на world music на «Країні мрій»будет оставаться?
— World music — не ориентация, а тематика фестиваля. Однако даже фестивали world music бывают очень разными. Почему-то в мире фольклор считают в первую очередь медитативным, музыкой «для размышлений». У меня на это собственный взгляд: село, праздник и танцы. Поэтому на «Країні мрій» преимущественно веселая танцевальная музыка, абсолютно не медитативная. Потому что когда 10 тысяч людей слушают какие-то мантры, это выглядит очень странно. На плэнере, на склонах Днепра, где всегда праздновались купальские праздники, это выглядело бы некстати.
— Вы общаетесь преимущественно с теми группами, которые выполняют аутентичный украинский фольклор. А как относитесь к мощным фольклорным коллективам, таким как ансамбль им. П. Вирского или Хор им. Г. Веревки?
— Я называю эти коллективы «советский пост-модерн». Если то, что они делают, рассматривать как поп-арт, это очень круто. Если бы в СССР не было таких ансамблей, о фольклоре вообще можно было бы забыть, благодаря им народная песня сохранилась. Нужно надеяться, что в будущем эти коллективы (там много людей талантливых, работящих, внимательных) существенно изменятся, потому что уже сегодня они имеют очень серьезных конкурентов. Сегодня фестиваль «Країна мрій» задает тон в фольклоре и этнической культуре Украины. Пересматривая программы других отечественных форумов, я вижу, что и они качественно изменились. Все чаще наши исполнители представляют страну за рубежом, показывают украинское барокко или сельскую танцевальную музыку.
«НЕ БУДЕТ НИЧЕГО, ПОКА МЫ САМИ СЕБЯ НЕ НАЧНЕМ УВАЖАТЬ»
— Как вы считаете, что в настоящий момент более важно для Украины: приглашать зарубежных исполнителей к нам или нашим группам активнее продвигаться за рубеж?
— Сегодня больше всего в Украине недостает культурного воспитания, а оно начинается с того, что люди должны любить, уважать и знать свое. Это должно быть на первом месте. Только потом можно говорить обо всем другом — приглашать кого-то или самим ездить. Наивно думать, что, мол, поедем, покажем им наш фантастический фольклор, и случится чудо: все нас начнут уважать. Или, например, вот приедет Элтон Джон, и мы сразу станем культурными. Не будет ничего, пока мы сами себя не начнем уважать. Когда же нам станет хорошо у себя дома, тогда для развлечения можно привезти Элтона Джона, а можно и не привозить; можно поехать в Швейцарию, а можно и не ехать.
— Вы рассказывали, что работаете с песнями Богдана Весоловского, одного из создателей украинского диаспорного джаза. На каком этапе в настоящий момент эта работа?
— С этой идеей несколько лет назад ко мне обратился продюсер Александр Лисокобылка. Его попросил один парень из Канады, который хотел сделать диск с песнями Весоловского. Парень поехал в Канаду и исчез, когда аранжировки были сделаны лишь частично. Для меня эта музыка стала большой неожиданностью. Конечно, в Париже я пел с французами песни 1930—1940-х годов, но о том, что в то же время существовал и украинский джаз, не знал. Когда я его услышал, то понял, что это музыка очень высокого качества. На определенном этапе я решил самостоятельно закончить проект и выпустить диск. Собрал джаз-бенд и запел.
— А сколько у вас сегодня в арсенале групп?
— «ВВ», джаз-бенд «Забава», Le Grand Orchestra. Также выступаю ди-джеем, выступаю соло как баянист.
— Владислав Троицкий рассказал, что в общежитии Киевского политехнического института вы жили в одной комнате. По-видимому, не случайно вы оба вместо инженеров стали культуртрегерами?
— Когда я поступал в КПИ, первый и самый сложный экзамен — математику — сдал на пятерку. Мне сказали, что на всем потоке таких пятерок было лишь две. Лишь через несколько лет, когда мы уже жили в одной комнате, случайно узнал, что вторая пятерка была именно у Троицкого! Факультет и специальность я выбрал лишь потому, что на них был наивысший проходной балл. Такая у меня амбиция! У Троицкого — аналогично, в этом мы с ним похожи. Кроме того, мы оба приехали в Киев с севера. Мы всегда искали эстетскую сторону жизни, смотрели эстетское кино, читали хорошие книжки, соответственно одевались. Впоследствии ходили в театральную студию, вместе создали студенческий театр, который назывался «Вымя». Нас было четверо основателей, через нас текло творческое «молоко». Кстати, тогдашний комсомольской вожак ходил и перемалевывал на наших афишах название «Вымя» на «Время».
«НАМ НУЖНЫ ВЕКТОРЫ»
— Олег, если бы вы вдруг стали министром культуры Украины, то что бы сделали, чтобы изменить нашу художественную ситуацию к лучшему и достичь определенного результата?
— Я никогда не буду министром культуры. Но посоветовать могу: в первую очередь необходимо заняться государственной информационной политикой. Сегодня украинские масс-медиа обслуживают конкретных людей или другие государства, а не Украину. Нужно создать идеал и идти к нему всем информационным ресурсом, который у нас есть. А пока еще у нас анархия! Информационное пространство заражено разными вирусами и работает против культурного тела Украины. Существуют страны, где много информационного мусора, но есть и такие, где информационный порядок. По крайней мере, австрийские FM-станции транслируют преимущественно классику и фольклор, там очень качественное радиопространство. Говорят, в Японии музыкальный рынок на 90 процентов составляет японская музыка, которая продается именно в Японии. Нам в Украине нужно бороться за культурно-информационную экологию, помнить о своих корнях и истории. Человек не может жить в сплошном хаосе и в атмосфере беспросветности. Нам в жизни нужны ориентиры, ведь так или иначе мы куда-то движемся. Нам нужные векторы, и эти векторы способны объединять людей. Благодаря своим жизненным ориентирам ты понимаешь, какое твое происхождение, кто ты есть, кто твои друзья, какой твой внутренний мир. Газета «День» как раз и является очень серьезным, интересным и полезным ориентиром. Это газета, которая действительно обогащает наш внутренний мир.