Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Есть вопрос!

Arsenale-2012 вышел в плавание. Кто у штурвала?
29 февраля, 2012 - 12:10

С мая по июль 2012 г. в анфиладе и залах «Мистецького Арсеналу» пройдет масштабная международная выставка. Окажется она искусством или же «серьезным бизнесом»? Об этом уже писала и еще не раз напишет газета «День». Есть надежда, что первая киевская биеннале (Arsenale-2012) поставит художественный Киев и Украину в один ряд с Венецией, Кельном, Нью-Йорком, Берлином и Парижем. Благодарим Наталью Заболотную и ее сподвижников как за саму идею Arsenale-2012, так и за приглашение на роль главного куратора акции Дэвида Эллиотта (Великобритания) — опытного и авторитетного знатока процессов современного мирового искусства. Его согласие возглавить Arsenale-2012 почетно для Украины. Стратегически оно точно выверено г-жей Натальей Заболотной — комиссаром предстоящего художественного действа.

Излагая свою точку зрения, г-н Эллиотт предлагает «посмотреть на искусство и жизнь незаангажированным взглядом, далеким от медиа или идеологии». Задача интересная, заманчивая, однако время покажет, выполнима ли она. Куратор намерен продемонстрировать выставкой некий общечеловеческий гуманизм (человечность вообще). Как давно этого недоставало постпостмодернизму и особенно «актуальному искусству» украинского образца! Вместе с тем в интервью генерального куратора звучат ноты неуверенности — он не скрывает, что чувствует себя неофитом на украинской художественной сцене и полной мерой полагается на консультации Александра Соловьева (Киев) и приглашенной из Москвы Екатерины Деготь. Тотчас же возникает вопрос: почему куратора будет консультировать московская гостья — автор монографии «Русское искусство ХХ века», а не Галина Скляренко или Орест Голубец, не Олег Сидор-Гибелинда, Леся Авраменко? В Украине (Киеве, Львове, Одессе) искусствоведов, исчерпывающе знающих как украинскую, так и мировую художественную ситуацию, предостаточно.

Сотрудничество с Е. Деготь было бы оправданным, если она была бы куратором русского отдела выставки. Однако ей поручено руководить всем дискуссионно-теоретическим блоком биеннале.

В Украине уже десять лет плодотворно работает мощный коллектив искусствоведов, культурологов, эстетиков в стенах Института проблем современного искусства (директор — В. Сидоренко). Теоретический и практический (кураторство) продукт института поражает фундаментальными исследованиями проблем постмодернизма, актуального и радикального направлений, живой практики искусства. Именно украинским знатокам визуальной культуры, по логике, надлежало бы разработать и реализовать теоретический и дискуссионный блок Arsenale-2012. Первая украинская биеннале могла бы стать площадкой для продвижения украинского искусствоведения на мировую интеллектуальную арену.

Ряд серьезных вопросов обращен, конечно же, не к г-ну Эллиотту, только познающему украинскую ситуацию, а к его консультанту — А. Соловьеву.

Г-н Эллиотт намерен за оставшиеся март и апрель фундаментально познать художественную Украину, ощутить ситуацию. А на первых порах, опираясь на личные контакты с И. Кабаковым и Б. Михайловым («Мы знаем друг друга много лет»), Д. Эллиотт утвердил их экспозиции в качестве репрезентантов Украины. Этот выбор далеко не объективен, но, вероятно, объясним консультациями А. Соловьева.

По аналогичному принципу будет осуществлен выбор А. Соловьева — он куратор «Специального проекта», а по сути — теневой идеолог всей биеннале. Достаточно полистать каталоги кураторских проектов А. Соловьева за истекшие 20 лет, чтобы увидеть стереотипный ряд имен радикальных авторов, муссирующих тему «физиологического низа», «фалло- и калоцентризма». Здесь же сцены гей-клуба, детской порнографии, лолиточек и, конечно же, испражнения и половые акты в проектах В. Цаголова. А поскольку А. Соловьев «это и этих знает и любит много лет», будем встречать в который раз реанимированную негативную агрессию на Arsenale-2012.

Этот особый «модус рафинированного цинизма» (выражение О. Сидора-Гибелинды) практиковался А. Соловьевым в сотрудничестве с Мартой Кузьмой и в частном Центре Виктора Пинчука, а ныне — в государственном музее — в «Мистецькому Арсеналі». В этом контексте сотрудничество с Е. Деготь, которая тему трэша считает наиболее актуальной — «ведь вокруг мусор», вполне понятно. Темой дискуссионного клуба «Искусство после конца мира» г-жа Деготь надежд на жизнь «категории прекрасного» никому не оставляет.

Установка на «шок» работает только один раз. Эксплуатация штампов может оказать плохую услугу как авторам проектов, так и их менеджеру — куратору. Что же до пренебрежения национальными кадрами теоретиков: А. Босенко, В. Сидоренко, Г. Вышеславского, О. Чепелик, В. Сахарука и ранее названными их коллегами, то здесь позиция А. Соловьева слишком очевидно рифмуется с антиукраинской деятельностью Д. Табачника, с его массированным походом против украинского языка, истории и культуры.

У российских интеллектуалов есть чему поучиться, но подготовка к Arsenale-2012 заслуживала бы сотрудничества с искусствоведами масштаба А. Якимовича, М. Германа, Е. Андреевой. Они, кроме трэша, видят всю сложную диалектику искусства ХХІ века.

Итак, Arsenale-2012 пустился в плавание, надеюсь, под лозунгом Дэвида Эллиотта: «Вопрос ответственности касается искусства в целом».

Ольга ПЕТРОВА, кандидат искусствоведения, доктор философии, академик АГН (Санкт-Петербург)
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ