Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Это для меня очень личная история»

В ближайшее время в Чернобыльской зоне могут начаться съемки одного из самых ожидаемых европейских фильмов
6 августа, 2019 - 18:53
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

На днях в Киеве подведут итоги Одиннадцатого конкурса кинопроектов, претендующих на государственное финансирование (питчинга). Среди более чем 200 заявок особое внимание привлекла американо-украинская продукция под названием «Антропоцен».

«Антропоцен» — это новый фильм наиболее титулованного отечественного режиссера, автора легендарной картины «Племя» Мирослава СЛАБОШПИЦКОГО и продюсера Олега КОХАНА.

История здесь долгая и запутанная. Сначала Слабошпицкий, получив единогласную поддержку экспертов Госкино, должен был снимать драму о Зоне отчуждения «Люксембург». Фильм ждали в Каннах. К сожалению, тогда не сложилось. И вот Слабошпицкий после трехлетней паузы пришел с новым сценарием.

Зона отчуждения для режиссера — устойчивый мотив. Еще работая на телевидении в 1997 году, он делал там сюжеты для УТ-2. В 2000 его сценарий «Чернобыльский Робинзон» стал лауреатом «Коронации слова». В 2012 короткий метр Слабошпицкого «Ядерные отходы» получил «Серебряного леопарда» на МКФ в Локарно; собственно, «Люксембург» должен был стать чем-то вроде полнометражного римейка «Отходов».

Со своей стороны, Олег Кохан в 2011 спродюсировал фильм Александра МИНДАДЗЕ «В субботу», посвященный аварии на ЧАЭС.

Сценарий «Антропоцена» разработан совместно с Sundance Institute, входящим в структуру крупнейшего в Америке фестиваля независимого кино Sundance. В новом проекте заметно изменение географического вектора. Если «Люксембург» был копродукцией с западноевропейскими партнерами, то «Антропоцен» получает поддержку из Нового Света: в общий бюджет 116 млн. гривен половину вкладывают две американские частные компании (остальные 58 млн. должна дать Украина), а на главную роль планируется привлечение американской звезды класса А. Деньги пойдут на гонорар этой пока анонимной знаменитости, а также на 80 съемочных смен, на создание аниматронных роботов человека и на VFX- и CGI-эффекты — очень дорогих. Это, кстати, новация для Слабошпицкого, который ранее не использовал компьютерные спецэффекты.

Жанр новой работы авторы определяют как «экологический триллер»; по их мнению, это будет «Космическая Одиссея» двух дозиметристов в зоне полного отселения людей, снятая именно там, в аутентичном пейзаже. Премьера планируется на Каннском фестивале. После мирового успеха «Племени» следующий фильм Мирослава ежегодно входит в перечень самых ожидаемых по версиям ведущих международных изданий уровня The Hollywood Reporter, The Guardian или Variety.

Саму презентацию Слабошпицкий, чей конфликт с Госкино продолжается с момента закрытия «Люксембурга», превратил в отдельное действо: пришел в футболке с надписью «revenge» (реванш, возмездие), на презентационное видео наложил громкую агрессивную музыку, в общении с экспертами балансировал на грани провокации. Ниже приводим ответы режиссера на вопросы как экспертов, так и непосредственно корреспондента «Дня».

Мирослав, что побудило тебя к этому проекту?

— Это очень важно для меня. Я все время хочу снять чернобыльский фильм. Иногда мне удается, как с «Ядерными отходами», иногда нет. Не удалось при Анне Чмиль — где она?, не удалось при прежнем руководстве студии Довженко — где это руководство? Это очередная попытка. Из проектов, над которыми я работаю, это фильм с наименьшим бюджетом. Не хочу употреблять слово «патриотизм», потому что оно за последние годы претерпело дикую инфляцию, поэтому скажу так: для меня это история очень личная и очень моя. И я даже снизил свой обычный гонорар, потому что мы хотим войти в этот бюджет. Я очень рад, что работает такая прекрасная команда, и меня очень вдохновляет Олег Кохан как продюсер.

Какова все же судьба «Люксембурга»?

— Мне самому она до конца не ясна. Это долгий разговор, нам точно не хватит 15 минут. Скажу только, что в этом нет моей вины и я, как никто, заинтересован, чтобы мы вместе это выяснили. Такая же участь сценария «Мертвый город», который остался лежать на столе у руководства студии Довженко. Такое случается. И, я думаю, что если мы проведем аудит истории Госкино за последние 5 лет, это точно, наверное, не единственный случай, а я точно не худший режиссер.

Есть что-то общее у «Антропоцена» с «Люксембургом»?

— Только место действия — Чернобыльская зона.

А главные отличия?

— Здесь нет простого ответа. Потому что, скажем «Чернобыльский Робинзон» и «Ядерные отходы» — это все один проект, который можно назвать «Чернобыль Слабошпицкого». А чем отличается... Можно сказать, что как минимум «Люксембург» — это мелодрама, а в «Антропоцене» нет ни одной женской роли. Другое дело, что новый проект разрабатывается в американском духе — когда ты берешь какой-то тэглайн и движешься от него, и он эволюционирует. У нас было целых 4 драфта (черновики сценария. — ДД.) «Антропоцена», но это по сути 4 различных произведения с различными героями. Сохранился только основной мотив — люди в Зоне отчуждения.

Есть ли смысл обращаться к этой теме после сериала НВО?

— Выход сериала НВО является показателем плохой работы членов экспертной комиссии, Мирослава Слабошпицкого, Филиппа ИЛЬЕНКО, всех нас — потому что мы этого не сделали. Но я хочу повторить то, что я говорил всегда. Я точно не меньше Крейга МЕЗИНА (ключевой автор сериала НПО «Чернобыль». — ДД.) знаю о Чернобыле. Однако я не был ликвидатором и проблема ликвидации аварии не поднимается ни в одном из моих фильмов. Я писал то, что знаю о Чернобыле с 1997 до наших дней. Последний раз я был там несколько дней назад. Но учтите, что сейчас это тема очень актуальна, потому что сериал подогрел всеобщее внимание к ней и все хотят что-то о Чернобыле. Так что, наоборот, это очень хорошо. Чернобыля хватит для всех, ни у кого нет монополии на него.

Судя по трейлеру, съемки будут приближены к документальным, не требующим бюджета, который ты просишь.

— Это лишь трейлер, он частично сделан из съемок других людей. У нас же там еще планируются аниматронная кукла, участие звезды класса «А», VFХ- и CGI-эффекты. Фильм задуман как некий оммаж (посвящение. — ДД.) «Космической Одиссее» Стэнли КУБРИКА. CGI — невероятно дорогая штука. Скажем, бюджет американского фильма «Жизнь Пи», где нарисованный с помощью компьютера тигр плывет в лодке с мальчиком, превысил 100 миллионов.

Но насколько твоя история передает то, что там происходит на самом деле?

— Я работал с консультантами, с людьми, для которых это работой. Кстати, я получил квалификацию дозиметриста. Я ходил на курсы для того, чтобы глубже погрузиться в материал, потом из-за болезни был вынужден бросить их, теперь наконец закончил и могу работать лицензированным дозиметристом. Я даже больше скажу, в сценарии все физические значения просчитаны Сергеем КИРЕЕВЫМ — одним из самых авторитетных специалистов, работа которого заключается в том, что он находит закрытые радиоактивные могильники, захоронения опасных материалов и т.д. и ликвидирует их. То есть там есть какие-то художественные предположения, но основа — абсолютно достоверна.

У тебя актер из Америки, но на каком языке ты будешь снимать?

— Конечно, на украинском. Я снимал на украинском еще до всяких законов. В 2009 я имел 30 тыс. долларов в чемодане и снял «Диагноз» — первый за несколько лет украинский фильм, попавший в конкурс Берлинале, хотя мог бы тогда снять даже на суахили. Может, «Антропоцен» будет моим последним украиноязычным фильмом, но я хочу его сделать.

Почему Чернобыль до сих пор тебя не отпускает?

— Это очень просто, потому что очень индивидуально... Когда ты туда попадаешь, то ты подсаживаешься, должен все время туда возвращаться. Это достаточно четко выражено в «Сталкере» Тарковского — никакой фантастики.

Но все же, на какой стадии «Антропоцен» сейчас?

— Работаем, готовимся. То есть подготовительный период — препродакшен, иначе говоря.

Думал ты о своих действиях, если вам откажут в финансировании?

— Первое — это, как минимум, будет очень странно. Второе — я не пропаду. Но об этом должно думать Госкино. Вспомнить Анну Чмиль и других. Думаю, что это будет проблема Госкино.

Будем надеяться, что бюджет утвердят. В таком случае — твой американский проект «Тигр» не станет помехой?

— Во-первых, у меня не один американский проект, во-вторых, это мой украинский фильм, и я решу эту проблему, потому что планирую свое время.

Все же, если деньги дадут, когда мы увидим «Антропоцен»?

— Это зависит от того, что решат эксперты. Мы к началу съемок готовы. Я боюсь сейчас что-то загадывать.

От автора: заседание Совета по государственной поддержке кинематографии, на котором будут приняты окончательные решения по результатам питчинга, состоится в четверг, 8 августа.

Обзор самых интересных проектов конкурса читайте в ближайших номерах нашей газеты.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ