Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Этот проект стимулировал меня показать работы Примаченко и Билокур за рубежом»

Куратор выставки «Сопричастность. Диего и Фрида» Надежда Перевизнык о том, почему гениальная Кало не состоялась бы без национального элемента
29 августа, 2012 - 11:39
НА САМОМ ДЕЛЕ ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ И ФРИДА КАЛО НИКОГДА НЕ ВСТРЕЧАЛИСЬ. РОССИЙСКИЙ ФУТУРИСТ ЕЗДИЛ В МЕКСИКУ В 1925 ГОДУ И ТАМ ПЕРЕСЕКАЛСЯ С ДИЕГО РИВЕРОЙ, БУДУЩИМ МУЖЕМ ФРИДЫ. САМА ХУДОЖНИЦА НА ТОТ МОМЕНТ ЛЕЖАЛА НЕПОДВИЖНАЯ ПОСЛЕ АВАРИИ. ВПРОЧЕМ, ОЧЕВИДНО, ЖЕЛАНИЕ СОЗДАТЬ ТАКОЙ КОЛЛАЖ МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ ТЕМ, ЧТО СОЧЕТАНИЕ ИДЕЙНО БЛИЗКИХ ФУТУРИСТА МАЯКОВСКОГО И КОММУНИСТКИ КАЛО ДЕЛАЕТ БОЛЕЕ ПОНЯТНОЙ АТМОСФЕРУ ЭПОХИ. КСТАТИ, ЭКСПЕРТЫ ГОВОРЯТ, ЧТО ФРИДА НЕ СОСТОЯЛАСЬ БЫ БЕЗ НАЦИОНАЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА. ВИДИМО, МАЯКОВ

В тот вечер в Малой галерее «Мистецького Арсеналу» было знойно, как в Мексике. На экскурсию выставки документальных фотографий «Сопричастность. Диего и Фрида», которая посвящена двум легендарным мексиканским художникам и общественным деятелям Фриде Кало и Диего Ривере, собралось много людей. Оба зала были заполнены. Куратор Надежда Перевизнык помогала желающим погрузиться в «мексиканскость».

В названии экспозиции не просто так употребляется слово «співпричетність». Мексиканские авторы, которые ее формировали, имели в виду синхронность двух художников с эпохой. Они справедливо считают, что если бы не эпоха, эти личности не были бы такими. А мне также нравится мысль, которую мы сформировали с мексиканским куратором: «Если бы не Диего и Фрида, такой не была бы эпоха». Поэтому весьма возможно, что это эпоха стала синхронна им. Эти двое сделали очень много для Мексики, а Мексика — для них. В Мехико осталось множество муралей Диего Риверы, где отображены история и ведущие политические идеи того времени.

— Фрида и Диего много внимания в жизни и творчестве уделяли национальной идентичности. Состоялись ли бы они без этого?

— Это, в принципе, невозможно. Культура доколумбовского периода была для них предметом гордости. Диего и Фрида были глубокими патриотами своей настоящей национальной идентичности. В Мексике революция способствовала тому, что ее жители начали задумываться над «новой Мексикой», был поиск нового уровня национализма и «новой мексиканскости». Фантастика, как эти глубокие патриоты-искатели объединили идеи революции с национальным.

— Почему это интересно для нас?

— У нас проходят очень похожие процессы. 20 лет тому назад распалась большая империя, и союзные республики начали искать себя. Украина до сих пор ищет, что она для мира: борщ, вареники, Мария Примаченко, Клички или Чернобыль? Мексика прошла это в свое время. Диего предложил Фриде надеть национальный наряд определенного штата. А Мексика — это Соединенные Мексиканские Штаты, между прочим. Если бы они жили у нас, то Диего бы сказал: «Милая, а не хочешь ли надеть гуцульский костюм?»

— Как публика реагировала на выставку?

— У меня были серьезные опасения, что, недочитав информацию, люди придут на картины Фриды Кало. К счастью, такие предположения оказались абсолютно безосновательными. Фрида и Диего — это бренд, поэтому посетителей было много. Около ста человек в обычный день без лекций и экскурсий — очень хороший показатель для киевских галерей. Обычно очереди стоят лишь в «Мистецький Арсенал» и арт-центр Пинчука.

— Какое впечатление выставка произвела на украинцев?

— Занимаясь шире культурно-художественными проектами, я много работаю с брендом украинского искусства внутри и извне. Это образец того, как страна может себя мотивировать в мире. Мексика сделала коллекцию фотографий и транслирует себя в разных странах. Это хороший пример для наших власть имущих, как нужно работать. Простой, небольшой проект (всего лишь 35 фотографий), зато он очень действенный. Бюджет выставки — очень незначительный. Мы потратили средства лишь на дипломатическую почту, баннер и вино. Это, скорее, вопрос страсти и любви к искусству, чем вопрос денег. Лично для меня, это стимул взять картины Примаченко или Белокур, провести внутреннюю работу, сломать зубы МИДу и сделать выставку за рубежом. Люди читают, что оба организатора — некоммерческие структуры: посольство Мексики и «Мистецький Арсенал». Нет этого кладбища логотипов и длиннющих благодарностей. Для многих умных людей — это повод задуматься.

Елена СКИРТА, выпускница Летней школы журналистики «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ