Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Евро-Оскары» уходящего года

16 декабря, 1999 - 00:00

Церемония вручения призов проходила в Берлинском театре Шиллера на Бисмаркштрассе, где по соседству расположились штаб-квартиры крупнейших немецких кинопродюсерских компаний. Как только мы зашли в этот театр, пробравшись через тройной заслон папарацци и различных телекоманд, один мой знакомый, заметив огромное количество охранников и телохранителей, спросил у меня: «Может, кто-то из «новых русских» приехал?» «Новых русских» в зале не оказалось, и вся эта армия в штатском с наушниками и переговорными устройствами даже к членам немецкого правительства, спокойно занявшим свои места в зале, похоже, тоже отношения не имела. Все объяснилось присутствием «крутой» (по нашим, да и по немецким оценкам) киноделегации из США. Среди прибывших американцев наблюдались Дэвид Линч со своим продюсером, Роман Полански с супругой, Мэлани Гриффитс и много других именитых.

Но начать хочется все-таки с другого: с работы жюри. В «полуфинал» вышли сначала 30 европейских картин, к которым потом чудным образом добавился еще и эпохальный трехчасовой фильм Иштвана Шабо «Зоннэншайн». Были в этом списке работы, о которых принято говорить: «посмотреть и забыть навсегда». Так что, соответственно, их упоминать не буду. А из явных удач уходящего года стоит назвать немецко- турецкий фильм «Путешествие к солнцу», промелькнувший в одной из номинаций, но ни одного приза не получивший. Была еще интересная кинокартина «Ночные объекты» (Германия), которая даже в номинацию не попала. Шведский, уже отмеченный на многих фестивалях, включая и нашу «Молодость», фильм «Проклятый Омоль» и тут не остался «за бортом» и попал в номинацию по категории «Лучший европейский фильм 1999 года». А вообще с этой номинацией произошло что-то странное, она из трех разбухла до восьми фильмов, так что приходится только догадываться, какое было давление со стороны некоторых продюсеров на правление Киноакадемии. И хотя все эти фильмы сделаны очень прилично и профессионально, но знак равенства между ними я бы не ставил. Но, надо сказать, от количества номинированных картин, название победившего фильма не изменилось. Им оказалась картина испанского уже культового режиссера Педро Альмодовара «Все о моей матери» — блестящая мелодрама, массовая и кассовая, вполне способная конкурировать с американскими фильмами.

Уже упомянутая мною картина Иштвана Шабо «Зоннэнштай» отличилась сразу в нескольких номинациях. Иштван Шабо вместе с Израилем Горовцем разделили приз «За лучший сценарий», что само по себе оказалось сразу и «пряником» и оплеухой, так как с режиссурой в этом дорогом фильме проблем, как для мэтра, было многовато. Лайош Колтай за эту же картину был признан лучшим европейским кинооператором, а Ральф Финнес, сыгравший главную роль, стал «Лучшим европейским актером».

Фильм Педро Альмодовара «Все о моей матери», кроме главного приза, получил также приз зрительских симпатий — более 150 000 обычных кинозрителей от Португалии до Чехии голосовали прямо в кинотеатрах или с помощью Интернета. А Сесилия Рот, сыгравшая главную женскую роль, стала «Лучшей европейской киноактрисой».

«Лучшим короткометражным фильмом» года стал итальянский фильм «Добро пожаловать в Сан-Сальварио» (режиссер Энрико Верра), лучшим документальным — «Клуб Буэна Виста» (Германия — США, реж. Вим Вендерс). Специальный приз Фассбиндера «Европейское открытие года» был вручен английскому режиссеру Тиму Роту за фильм «Военная зона». Американские кинознаменитости, как оказалось, прилетели тоже не зря. Антонио Бандерас и Роман Полански получили призы «За европейский вклад в мировой кинематограф». Дэвид Линч получил приз за лучший неевропейский фильм — «Простая история». За достижения в мировом кинематографе был награжден и композитор Эннио Морриконе, чью музыку наши зрители, в отличие от фамилии, знают очень хорошо («Однажды в Америке», «Пригоршня долларов», «Кинотеатр «Парадиз» и десятки других фильмов).

Сама церемония в этом году оказалась немного затянутой, но зато транслировалась «живьем» в двадцать с лишним стран. А потом все гости переехали из бывшего Западного Берлина в бывший Восточный и оказались на острове Айвердер, где в огромном павильоне телестудии «Берлин» были накрыты ровно сто круглых столов, а на сцене играл лучший свинг-оркестр Берлина. Отмечали праздник кино и проигравшие, и выигравшие. Все веселились, один Дэвид Линч ходил как неприкаянный и все время пытался дозвониться кому-то по мобильному телефону. Ели, пили, танцевали до самого утра. На том и попрощались до следующего года.

Праздник состоялся, но в предшествовавшие ему несколько дней прошли в Берлине несколько важных встреч, благодаря которым, хочется верить, будущее европейского кинематографа станет еще более безоблачным. На совместных заседаниях Европейской киноакадемии и Европейской комиссии (кстати, там присутствовали и министры культуры нескольких европейских государств) было решено добиваться от Европейского Совета увеличения годового бюджета на кинематограф до 450 миллионов евро. Все эти деньги должны поступить на счет программы Европейского Совета «Медиа-плюс» и оттуда уже разойтись по конкретным кинопроектам. Похоже, что и в будущем году европейские кинематографисты без работы не останутся. Финансовый кризис им не грозит, а вот кризис новых идей и хороших сценариев, о котором уже не один год говорят, продолжается. И здесь одними деньгами проблему не решить.

Андрей КУРКОВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ