Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Фанфары, литавры и аплодисменты

Национальный духовой оркестр провел мастер-класс для меломанов
19 октября, 2011 - 20:17
СЮРПРИЗ ОТ ОРГАНИЗАТОРОВ КОНЦЕРТА — ВЫСТУПЛЕНИЕ МУЗЫКАНТА-ВИРТУОЗА С МИРОВЫМ ИМЕНЕМ, ИСПОЛНИТЕЛЯ НА ТУБЕ ОЙСТАЙНА БААДСВИКА ИЗ НОРВЕГИИ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Еще не стихло громкое публичное обсуждение премьеры оперы М. Равеля «Испанский час» на сцене Колонного зала им. Н. В. Лисенко, осуществленной по инициативе Национального академического духового оркестра Украины, как этот же коллектив в Национальной филармонии устроил своим почитателям новый грандиозный праздник. В этот раз приоритет выступления был предоставлен солистам оркестра, музыкантам с яркой исполнительской индивидуальностью — лауреатам разнообразных международных конкурсов — Галине Тимах (флейта), Ростиславу Зайцеву (саксофон-альт), Геннадию Ковтуну (кларнет), Михаилу Головину (труба).

Могучая энергетика «Церемониальной фанфары» Й. де Мея в исполнении оркестра сразу поглотила собравшихся, создавая в зале особо возвышенный эмоциональный тонус. Глубокое, бархатное звучание квартета валторн пробудило в сознании любимый состав медных в оркестре Г. Вагнера. Фантастическая ансамблевая синхронность музыкантов мгновенно заставила забыть об известной, в первую очередь профессионалам, сложности игры на духовых инструментах и оставила место только для сплошного восхищения искусным выполнением.

Удачно построенная драматургия концерта совмещала произведения разных композиторов разных стилей. Фантазия для саксофона-альта с оркестром Дж. Демерссемана (солист Г. Зайцев) пленила слушателей мечтательной исповедью солиста, которая прозвучала как взволновано романтическое признание в любви. Виртуозные, сногсшибательные пассажи сакса эффектно вписывались в идеальный ансамбль с оркестром. А танцевально-галопные оркестровые интермедии вызывали ассоциации с вихревой атмосферой салонных или парковых развлечений прошлых веков. Это стало настоящим соревнованием солиста и оркестра, и победителей здесь быть просто не могло.

Изысканное, нефорсированное звучание инструмента в «Оде для трубы» (солист М. Головин) американского композитора А. Рида, казалось, раздвигало стены зала. Идеально сбалансированный ансамбль всех групп инструментов, благородное звучание оркестра, который послушно реагировал на пластичные движения дирижера (Михаил Мороз), обогащалось элегантной, изысканной игрой солиста. Уместная цветовая подсветка сценического фона усиливала эффект праздничности, вносила разнообразие в гамму слушательских чувств, и, возможно, кое-где рождала ностальгию по классическим бродвейским мюзиклам 1920-х г.

Стремительной динамикой «Диско-хоровода» И. Карабица, зажигательными джазовыми ритмами пьеса напоминала звучание диксиленда. Виртуозная игра кларнетиста (Г. Ковтун) идеально оттеняла сочное звучание оркестра в туттийных эпизодах.

Нежные, грациозные пассажи флейты в «Концертино» Ф. Феррана (Г.Тимах), техническая безукоризненность исполнения, настоящий творческий полилог оркестра, дирижера и солиста не оставили равнодушных, и наградой исполнителям стали возгласы «браво!».

Сюрприз от организаторов концерта — выступление во втором отделении музыканта-виртуоза, исполнителя на тубе Ойстайна Баадсвика из Норвегии. О мировой славе этого мастера свидетельствует уже его творческая наработка — восемь сольных дисков, на которых записаны произведения Пендерецкого, Вильямса, Бернстайна. Кстати, музыкант не ограничился в этот приезд в Украину лишь концертным выступлением в филармонии. Он провел мастер-класс в зале Национального академического духового оркестра Украины, на котором присутствовали артисты разных творческих коллективов, преподаватели и студенты из вузов. Он восторженно отозвался об игре наших исполнителей. С его точки зрения, этому способствуют блестящий уровень профессионализма украинских исполнителей и богатство эмоций славянской души. Относительно насыщенного спектра чувств, мощной энергетики, феноменальной технической виртуозности, то норвежский музыкант продемонстрировал такой фантастический арсенал исполнительских возможностей тубы, что эмоциональной отдаче зала позавидовала бы любая группа heavу-metal. Публика в невероятном восторге и раскованности от услышанного словно забыла, что находится в храме академического искусства.

Напомним, что туба — самый габаритный и самый мощный духовой инструмент, единственный, который способен посоревноваться в динамике звучания с туттой всего оркестра. И если в исполнении «Metallephonic Remix» Д. Нельсона Ойстайн Баадсвик сделал акцент на демонстрации всей возможной палитры регистров тубы — а особенно в 3-й части, что низкими тонами вызывала ассоциации с суровыми пейзажами Норвегии — скалами, мрачными пещерами, крепостями, то во время игры известного произведения Э. Морриконе «Gabriels Oboe» (кстати, аранжировку для тубы сделал сам исполнитель), он пленял зал безграничной лиричностью своего таланта. Нежно обняв «тело» тубы, словно девичий стан, музыкант просто заполнял все пространство зала волнами наплывающей музыки. Пленительная мелодия с безукоризненно исполненными форшлагами принуждала вибрировать самые сокровенные струны души каждого из собравшихся. Прямо на глазах публики происходило органическое, почти физическое слияние инструмента и музыканта. Действительно славянское тепло и щедрость души продемонстрировал гость с Севера. Но он ненадолго дал оттаять публике. Яркая, динамичная картина массового этнического танца, диссонирующие «варваризмы» в оркестре, шквал ударных и сам подтанцовывающий на сцене музыкант опять напомнили присутствующим откуда родом Ойстан Баадсвик.

Окончательно же взял в «плен» музыкант киевскую публику, когда в конце выступления сошел со сцены, и, исполняя волшебную мелодию — авторскую импровизацию — опустился на одно колено перед дамой в первом ряду и — снова прозвучало музыкальное признание.

Бесспорно, сегодня Национальный духовой оркестр Украины находится на творческом взлете. Этот высокопрофессиональный коллектив предлагает слушателям нешаблонные художественные проекты. Неординарный подход художественного руководства оркестра к репертуарной стратегии всегда отражают оригинальные концертные программы. После концерта на несколько вопросов «Дня» ответил генеральный директор Национального академического духового оркестра Украины Александр ПИРОЖЕНКО.

— Киевская публика тепло встретила премьерный показ постановки оперы Мориса Равеля «Испанский час». Ваш коллектив рискнул замахнуться на реализацию сложного творческого проекта — озвучить духовым оркестром утонченную симфоническую партитуру, которая просто перенасыщена изысканными флажолетами струнных. Как удалось найти тембровые соответствия у духовых инструментов и как долго репетировали?

— Мы уже имели определенный опыт постановки такого плана — это была опера украинского композитора Левка Колодуба. И мы достаточно долго подыскивали аналогичный вариант обязательно с расчетом, чтобы при переложении для духового состава не был потерян ни один штрих из целостного замысла композитора. Мы выбрали «Испанский час» Равеля и не ошиблись. Над аранжировкой партитуры на протяжении трех лет вдохновенно работал наш дирижер Алексей Баженов.

— Такой длительный процесс подготовки и состоялся лишь один спектакль.

— Это не совсем так. Некоторыми украинскими филармониями, театрами уже заказана наша постановка оперы М. Равеля. Будем надеяться на позитивный результат этих переговоров... Мне удается соединять основную должность генерального директора с должностью художественного руководителя коллектива, и я считаю, что это чрезвычайно производительно. В следующем году исполняется уже 10 лет, как я возглавляю этот коллектив, и сегодня трудно представить, что когда-то были непростые для него времена и что нас собирались просто закрыть в виду «отсутствия концертной деятельности». Сегодня мы предлагаем абсолютно разноплановые программы выступлений коллектива, но все они тематические. В ближайшее время наш оркестр выступит с джазовым концертом в зале Национальной филармонии.

Наталия СЕМЕНЕНКО, музыковед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ