Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Фараонесса» эстрады

Исполнилось 75 лет со дня рождения Далиды
22 января, 2008 - 18:55
ДАЛИДА

Другой певицы с подобной статью и притягательностью у Европы никогда не было — и сейчас нет. А для Франции она почти божество (2007-й был объявлен там «Годом Далиды»), поскольку минуло два десятилетия с того момента, как «фараонесса» французской эстрады оставила своей многомиллионной публике отчаянную записку в собственной квартире на Монмартре: «Жизнь стала для меня невыносимой. Простите меня» — и, приняв смертельную дозу снотворного, перешла в мир иной.

Для режиссеров судьба Далиды — просто Клондайк. Есть шанс сэкономить на сценаристе. Снимать фильм или ставить спектакль можно прямо по биографической справке об Иоланде Кристине Джильотти (таково настоящее имя Далиды). Там уже все есть — загадки, чудеса, драмы, странствия, кровь-любовь, фейерверки, обожание, одиночество, недосказанность, героизм. Книги о Далиде написаны, и еще, конечно, появятся. Фильм «Далида» снят (и даже демонстрировался по ТВ), и он тоже не останется единственным.

Красавица итальянских кровей, рожденная и воспитанная в Каире и ставшая звездой в Париже, вообще иногда кажется не вполне реальной фигурой, а литературной матрицей, пишут izvestia.ru. Нескольких фактов из жизни Далиды хватит, чтобы создать впечатляющую эпопею, даже не касаясь ее триумфальной музыкальной карьеры, гигантских тиражей проданных дисков и количества фанатов, до сих пор сходящих с ума от этой женщины.

Вот один сюжет: девушка, страдавшая в ранней юности косоглазием, после окончания школы становится призером конкурса красоты «Мисс Ондина», а затем получает титул «Мисс Египет» и очаровывает своим обликом весь Старый Свет. А вот другой сюжет: самоубийство на Монмартре было для Далиды третьей попыткой суицида. Стольких же (троих) мужчин она в своей жизни по-настоящему любила. И все трое в разные годы тоже наложили на себя руки. Причем, самый юный из них — итальянский певец Луиджи Тенко — пустил себе пулю в лоб через несколько часов после того, как выяснилось, что его песня «Прощай, любовь!» (которую он исполнял в дуэте с Далидой) не прошла в финал конкурса «Сан-Ремо—67».

Название песни Луиджи оказалось для Далиды пророческим. Она так и не нашла надежного спутника в жизни (в наибольшей степени им был директор радиостанции «Европа1» Люсьен Морис, но и он в 1970-м застрелился), страдала от отсутствия полноценной семьи и детей. Считают, что именно это стало главной причиной ее преждевременной смерти.

Однако говорить о Далиде только через призму шекспировских трагедий — однобоко и чересчур театрально. Она весьма везучая и целеустремленная артистка. Ее успех состоит из парадоксов, упрямства и удачного стечения обстоятельств. Иоланда своевременно покинула ортодоксальный (особенно в 50-х) мусульманский Египет, где ее актерские амбиции вряд ли реализовались бы. Во Франции хотела стать кинозвездой, но удачно встретилась с Морисом, Эдди Барклаем и совершила судьбоносной разворот в сторону эстрады. Пока не достигла непререкаемого авторитета в шоу- бизнесе, без капризов следовала за модой. Даже свои роскошные волосы перекрашивала всякий раз в нужный цвет. Лирический шансон безболезненно могла сменить на передовое диско и пестрое шоу «а- ля Бродвей». Многие хиты в репертуаре Далиды — вроде «Bambino», «Paroles, paroles» (помните: где ей помогал старинный друг — сосед Ален Делон) или «Je reviens te chercher» — изначально исполняли другие музыканты, но Далиду принимали с этими песнями как в первый раз.

В бывшем СССР Далида — с ее буржуазным блеском — тоже как-то «проскакивала» сквозь цензурные сети и регулярно появлялась, по крайней мере, в предрассветных новогодних «Мелодиях и ритмах зарубежной эстрады». Говорят, она даже где-то выступала у нас в 70-х, но конкретно рассказать об этом не получилось даже у ее брата-продюсера Орландо. Она красиво вернулась в арабский мир своего детства с суперхитом «Salma ya salama», когда еще не было слышно ни Офры Хазы, ни Наташи Атлас, и ее гастроли в Египте, Ливане, Арабских Эмиратах вызывали ажиотаж. Незадолго до смерти она получила и главную роль в кино, как когда-то мечтала, и произошло это опять-таки (ирония судьбы!) в Египте.

Но домом ее и местом, где ее принимали, как царицу, как новую Нефертити, оставалась Франция. Далида, кстати, была доброй подругой Франсуа Миттерана. Накопив с годами душевную боль, она не растеряла королевского шарма. Сочетая драматизм таких композиций, как «Avec le temps», «Je suis malade», «Mourir sur scene», с дискотечными шлягерами и томными всемирными хитами типа «Бесаме мучо», Далида стала персоной всеобщей гордости французов. В ней были толика пиафовской страсти и надрыва и сногсшибательная сценическая эффектность Шер. На эстраде такое сочетание выпадает раз в полвека.

Михаил МАРГОЛИС
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ