Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Фееричная классика

Второй раз в Одессе происходит «Бархатный сезон»
22 сентября, 2016 - 10:37
СПЕКТАКЛЬ «МАДАМ БАТТЕРФЛЯЙ» БЫЛ ПОСВЯЩЕН 120-ЛЕТИЮ ДЕБЮТА НА ОДЕССКОЙ СЦЕНЕ ВЫДАЮЩЕЙСЯ ПЕВИЦЫ МИРОВОЙ СЛАВЫ СОЛОМИИ КРУШЕЛЬНИЦКОЙ (ГЛАВНУЮ ПАРТИЮ НА ФЕСТИВАЛЕ ИСПОЛНИЛА ТАТЬЯНА АНИСИМОВА) / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЛИТЧАСТЬЮ ОДЕССКОЙ ОПЕРЫ

На открытии форума показали уникальное оперное произведение классика английской композиторской школы Генри Персела «Дидона и Эней» и возобновленный детский балет «Чиполлино» Карена Хачатуряна.

Обратившись к произведению Персела, одесситы предложили свой образец музыкально-сценической интерпретации оперного наследия эпохи барокко, которая в последние десятилетия возрождается в мировом театральном репертуаре, однако ее особой стилистикой еще даже не начали овладевать украинские театры. Решение поставить «Дидону и Энея», инициированное главным дирижером Одесского театра Александру Самоиле, заслуживает уважения и одобрения. В совершенстве справились с необычными для них заданиями оркестр под управлением маэстро и хор театра, который уже много лет старательно воспитывает Леонид Бутенко. Оркестр расположен прямо на сцене театра на виду у зрителя, а хор постоянно находится на высоком балконе. Спектакль режиссера Оксаны Тараненко и сценографа Татьяны Ивановой получился эффектным, хоть несколько статичным. Постановщики увлеклись имитацией ритуальных форм античного театра, потому опера превратилась в торжественное костюмированное действо (удачные костюмы создал Сергей Васильив), которому не хватало внутренней динамики и драматического напряжения. Это отразилось и на музыкальной трактовке образов Дидоны (Инга Мартынова) и Энея (Гарри Гукасян). Не создало весомого действенного контрапункта и участие балетных дублеров главных героев (балетмейстер Гарри Севоян).

Наряду с новыми постановками свое место нашел в программе спектакль-долгожитель театра «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, которым начинался фестиваль. Это был повод вспомнить знаменательное событие — 120-летие со времени знаковых выступлений на одесской сцене выдающейся украинской певицы мировой славы Соломии Крушельницкой. Именно с этой оперы Пуччини такое признание для Соломии началось. Ведь премьерный показ произведения на сцене миланского театра Ла Скала, который состоялся 17 февраля 1904 г., потерпел громкий провал. И только через три месяца и после внесенных композитором изменений опера прозвучала в городе Брешиа в новом исполнительском составе с Артуром Тосканини за пультом с Соломией Крушельницкой в заглавной партии и на этот раз имела безумный успех. Сегодня, согласно статистике, имя Пуччини занимает третью позицию в списке самых популярных оперных композиторов, а три его произведения, в том числе «Мадам Баттерфляй», входят в десятку самых репертуарных опер. После Соломии Крушельницкой в партии Чио-Чио-сан прославилась еще одна выдающаяся украинская певица Гизелла Ципола, в свое время признанная лучшей Баттерфляй на известном конкурсе в Японии. Сегодня эстафету наших прославленных оперных звезд переняла и достойно удерживает солистка Национальной оперы Украины, бывшая воспитанница одесской вокальной школы Татьяна Анисимова. Именно она с успехом выступила в заглавной партии оперы Пуччини на открытии феста.

Публика пришла слушать любимую оперу, аплодировать известной певице, не ожидая художественного потрясения, которое вызовет традиционный, очень давно поставленный режиссером Борисом Рябикиным спектакль. Однако Александру Самоиле смог своей интерпретацией вдохновить всех исполнителей и полностью захватить зал. В музыке Пуччини он раскрыл грани, нюансы и богатство оркестровых красок.

«Бархатный сезон» постепенно набрал темп. Праздничная атмосфера царила и на остроумном и поучительном детском балете «Чиполлино». Этот обновленный спектакль балетмейстера Генриха Майорова с яркими декорациями Дмитрия Чембаджи в наше время приобретает актуальное звучание. Его смелые и независимые герои, которых вдохновляет бесстрашный мальчик Чиполлино (Александр Стоянов), ведут борьбу с несправедливостью и притеснениями, с наглостью власть имущих и ассоциируются с участниками украинской Революции Достоинства.

Меломанов заинтересовала концертная программа под названием «Оперные двойники», которой финиширует форум. Популярные литературные персонажи, известные сюжеты произведений Шекспира, Гете, аббата Прево привлекали разных композиторов и каждым из них — Россини и Верди, Гуно и Бойто, Массне и Пуччини — были по-своему озвучены на оперных подмостках. Поэтому одесситы могут гордиться своим театром, коллектив которого ищет новые формы своей деятельности.

«Бархатный сезон» завершится 25 сентября.

Марина ЧЕРКАШИНА-ГУБАРЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ