Лето настолько медленно начинает свой разбег в этом году, что, кажется, оно еще и вовсе не пришло. И только фестивали, четко придерживающиеся календаря, отметили июнь своим триумвиратом. Отпраздновавший первое десятилетие бакинский «Восток — Запад», который придумал его бессменный президент, писатель, кинодраматург и продюсер Рустам Ибрагимбеков, открыл фестивальное лето.
«ВОСТОК — ЗАПАД»
— Оценивая итоги десятилетнего существования фестиваля «Восток — Запад», — сказал Рустам Ибрагимбеков, — можно с удовольствием признать, что его программы из года в год утверждают, что границы не властны над киноискусством, а диалог цивилизаций — необходимое условие для выживания человечества.
Фестиваль очень локальный, с плотно выстроенной программой, в которой эстонское кино соседствует с российским, польское — с киргизским, азербайджанское с французским и т.д. А гости форума, приехавшие со всех концов Европы и Азии, не выясняя межнациональных отношений, с удовольствием смотрят кино друг друга, общаются, ставя во главу угла проблемы творческие, и наслаждаются гостеприимством и красотой сияющего «Белого города» — Баку.
Кроме кинопросмотров, состоялся серьезный разговор за круглым столом на тему: «Национальные кинематографии и прокат: проблемы и перспективы», в котором активное участие приняли представители всех кинематографий — от России до Ирана. Не оставила равнодушным эта тема и специального гостя фестиваля, известного польского мастера Кшиштофа Занусси, который подчеркнул, что рекламные акции и специальные договоры с дилерами — вещь немаловажная, однако качественное, «высокопробное» кино обязательно найдет зрителя.
Отрадно, что фестиваль все годы активно поддерживает государство Азербайджан, открывая ему лучшие залы и отели, неизменно присутствуя на всех мероприятиях. А Рустам Ибрагимбеков «угощал» гостей специальными «деликатесами». Это и ночное пение собравшегося после двадцатилетнего перерыва знаменитого квартета «Гайя» — к сожалению, сегодня их осталось только трое. Но звучат и импровизируют они великолепно! Не меньшим сюрпризом был спектакль театра «Ибрус», которым руководит Рустам Ибрагимович. Пьесу по произведениям Бунина «Последний поединок Ивана Бунина» смогут посмотреть киевляне в январе будущего года во время проведения Дней культуры Азербайджана в Украине.
«КИНОТАВР»
Кинофестиваль «Кинотавр», традиционно сочинский, и Международный Московский кинофестиваль, праздновавший в этом году свое 30-летие — фестивали премьерные. И, не останавливаясь на деталях, хотелось бы поговорить об их программах и кинематографических и фестивальных тенденциях.
Из более чем сотни заявок, поступивших в отборочную комиссию самого престижного национального фестиваля «Кинотавр», было выбрано 15 фильмов, составивших конкурсную программу. По замыслу организаторов, конкурсная программа представляет весь спектр сегодняшнего российского кино. Жанровое разнообразие не помешало довольно однообразной идеологической направленности — не стоит усматривать в этом умысел отборщиков. Почти все фильмы пронизаны патриотизмом, будь то кровавый триллер Андрея Либенсона «Тот, кто гасит свет» с Алексеем Гуськовым в главной роли, утверждающим победу непродажного представителя МВД. До одного из победителей в конкурентной борьбе — фильма Александра Прошкина «Живи и помни» по одноименной повести Валентина Распутина. Даже «Дикое поле» по сценарию авторов знаменитой «Окраины» Петра Луцика и Алексея Саморядова в режиссуре Михаила Калатозишвили потеряло присущую авторам фарсовую легкость, назидательно утверждая победу человека над идиотизмом жуткого, серого быта.
Жизнь не прекрасна у выброшенного на обочину беспамятства и промышляющего воровством Шультеса, героя одноименного фильма, получившего Гран-при. И современно безысходна в по-карнавальному ярком дебюте Игоря Волошина «Нирвана».
Зрители, хорошо знакомые с современным российским кинематографом, не раз были свидетелями своеобразного проявления национальной идеи, которую несли в жизнь герои фильмов А. Балабанова, В. Хотиненко и других уважаемых и активно работающих режиссеров. На этот раз к славной когорте присоединился постановщик «Дневника его жены», «Прогулки», «Космоса, как предчувствия» Алексей Учитель. Его новая работа «Пленный» снята по произведению русского (не путать с российским — в Москве нынче два Союза писателей) писателя Владимира Маканина «Кавказский пленный». Не стану разбирать художественные достоинства этой картины, сделанной весьма профессионально, хоть и не без явных сценарных провалов, остановлюсь на содержательной и идейной подоплеке этой ленты. Колонна очень хороших, добрых, душевных, не желающих воевать россиян застряла ввиду преступного нападения на них шахидского отряда в горах Чечни. Пострадавшая сторона берет в плен подростка-чеченца, который, зная секретные тропы, выведет колонну боевых машин с людьми из западни. Его не хотели убивать, ведь уже испытывали к нему определенную симпатию, так получилось. Непосредственный исполнитель вынужденной казни страдает, ночами кричит, вспоминая содеянное, но что же делать — главная мысль фильма! — если не мы их, то они нас... Нужны ли комментарии к фильму, которому дружно, долго и громко рукоплескал зал?.. Я не против патриотизма — это позитивный и движущий момент в жизни человека. Но стоит ли в его закваску капать кровью для пышности каравая? Ведь это и не патриотизм вовсе, а некий двойной, сильно передернутый стандарт.
ММКФ
Юбилейный Московский кинофестиваль, застолбив пятиугольник в центре Москвы — «Октябрь», «Художественный», «Пушкинский», Дом кино, Киноцентр, — порадовал зрителей раскованными танцами на «красной дорожке», непосредственным восприятием иностранными звездами красот столицы, многообразием программ, сопутствующих конкурсу. В период нагнетания информационной войны, которую даже и не тайно, а явно ведут наши страны — Украина и Россия, — приезжим модно поругивать Москву. Тем не менее она великолепна, довольна собой и процветает, как и положено мегаполису. Живет за счет притока «свежей» провинциальной крови. И по-прежнему, проявляя активный снобизм, ее не любит. Детальному обзору ММКФ, думаю, посвятят еще немало статей, остановлюсь лишь на единственном включенном в конкурс украинском фильме.
Новую работу Романа Балаяна почитатели его творчества ждали давно. Наверное, если бы режиссеры прислушивались к хору профессиональных критиков, любимым занятием которых есть определение вершины в творчестве автора и тупое сравнение с нею всех последующих работ, последние вряд ли решились бы на новые попытки выразить себя. Режиссер Балаян, фильм которого «Полеты во сне и наяву» стал культовым для нескольких поколений зрителей, к счастью, мало обращает внимания на перекрикивающих друг друга «хористов», спокойно работает, говоря со своим зрителем о том, что его волнует.
Путь к фильму «Райские птицы» был довольно долог. Сначала во Франции ему попалась книга рассказов писателя-эмигранта Дмитрия Савицкого, привлекшая к себе его внимание. Режиссер размышлял над прочитанным несколько лет, потом обратился с предложением о сотрудничестве к давнему другу и соратнику, с которым был сделан не один фильм, Рустаму Ибрагимбекову. Оба они люди не трусливые, честные и не запуганные, поэтому сценарий получился о наболевшем — о духовной свободе личности. Только при этом условии возможен полет души, который является основой творчества. Иначе индивидуум не в состоянии выдержать ни жесткого прессинга тоталитарной системы, ни требующего смены восприятия ценностей «заграничья». И сегодня, когда события в нашем мире нервно шарахаются от псевдодемократии к сытому диктату, причем сначала вроде бы не опасному, «Райские птицы» более чем актуальны.
На мой взгляд, фильм получился по-балаяновски неспешный, наполненный размышлениями, очень красивый и мощно энергетичный. Он, как и все его предыдущие работы, требует труда души. В нем не так много событий и нет длинных диалогов. Актеры — Олег Янковский, Андрей Кузичев, Оксана Акиньшина, Егор Пазенко, Сергей Романюк — очень точно передают внутреннее состояние своих героев: осязаемую радость жизни, творчества, любви, боль потерь, безысходность.
Казалось бы, все на поверхности — смотри, получай, сопереживай. Но предполагаю долгие споры, сложнопостроенные формулировки, отсылающие нас к «Полетам...» и... непонимание. Это нормально, и «Полеты...» в свое время были признаны фильмом для ограниченного показа. Удивляет другое в восприятии фестивальной московской прессы — полное неприятие фильма, представленного страной Украиной. Очень немногие, как Марина Тимашева, уловили эмоциональные колебания «Райских птиц», проведя параллели с классиками литературы и кино. В основном, когда писали о картине, многие просто не смогли воспринять фильм Романа Балаяна как украинский, упорно заключая эпитет принадлежности к стране в кавычки. Иные обвинили авторов в предвзятости, упорно настаивая, что в начале 80-х «уже никто никого не преследовал». А некоторые сделали для себя и для читателя заключение, что фильм поет гимн тоталитаризму, подчеркивая — возможность летать, а также писать была утеряна героем после пересечения границы... Хотя залы на обоих показах — для прессы и конкурсном — были полны, рейтинг зрительских симпатий высок, а председатель жюри Лив Ульман, вопреки принятым для жюри нормам аплодировала, пряча набежавшие на глаза слезы.
Пройдет совсем немного времени, и фильм увидят зрители. И хоть зритель в кинотеатрах очень изменился, надеюсь, он поймет «Райских птиц», полюбит и станет возвращаться мыслями к этой картине, как это происходит уже много лет с лучшими работами Романа Балаяна.