Об этой украинской киноленте мы до сих пор только слышали – как она собирала призы на международных кинофестивалях. То ее признали лучшим экспериментальным фильмом на Европейском фестивале независимого кино в Измире, в Турции, то лучшей драмой на Австрийском фестивале... Побывал он и на прошлогоднем Одесском кинофестивале. И вот, наконец, картину показали в Киеве – в кинотеатре «Лира». Еще 10 дней тому назад. И все это время мне хотелось написать что-то особенное – о фильме и его авторе. Не получилось особенное, следовательно, напишу ординарное. Но с уважением и любовью. Томашпольский («Панове, врятуймо Місяць!», «Про шалене кохання, Снайпера і Космонавта», «Будемо жити!», «F 63.9. Хвороба кохання», «Сторонній» и др.) – один из наиболее интересных украинских режиссеров. Его всегда отличало стремление к отысканию неочевидных, неявных, нелегализованных проявлений человеческой души, территорий, еще не освоенных (или недостаточно освоенных), где людность есть, но ее присутствие не отрефлектировано.
«Простір» – фильм, который возник в ситуации чрезвычайной: когда два года тому назад известен сейчас всем вирус закрыл людей по своим домам – в режиме жесткого карантина. И каждый завис – в космосе жизни, в своих частных космических «аппаратах», каждый почувствовал себя таким астронавтом, сиротски зацикленным на своих ощущениях и криках души.
Вот сей космос, вот сии души, которые послышались так одиноко, и стали материалом фильма Томашпольского. 67 актеров на протяжении двух месяцев снимали сами себя, пространство своей души в условиях изоляции. Участники, сотворцы фильма, получали сценарный план от режиссера ленты и потому самостоятельно решали, как и что делать в предкамерном пространстве. «Наш фильм – это живое существо, которым мы не руководим, – объяснял Томашпольский, который, понятное дело, и является автором финальной монтажной версии картины. – Фильм руководит нами. Это живое кино, которое делается свободными людьми, поскольку мы ни от чего не зависим».
То есть режиссер акцентировал состояние невесомости своих актеров. Земное притяжение внезапно потеряло свою силу, Земля отпустила своих сыновей и дочерей в свободный полет.
Наблюдать за этим процессом на удивление интересно. Это действительно эксперимент, но он является отражением экспериментальной фазы самой жизни. Говорить о фильме подробнее не буду – ФБ не предоставляет для этого достаточно простора. Скажу только о главном смысловом эффекте картины – душа человеческая, запертая в ограниченное пространство, чуть ли не до размеров утробы материнской, находит возможность распрямиться.
Сегодня фильм «Простір» попал в контекст войны. Сама Украина зависла в понятной неопределенности. Но фильм Томашпольского дает достаточно четкий прогноз ближайшего будущего: зажатая в тиски (военные в настоящее время) душа украинская распрямится, обретет космические размеры. Что и происходит, как видим!
Желаю «Простору» выйти в открытое пространство – непременно и как можно скорее! А потом поговорим о фильме подробнее.
P.S.
Кстати, Томашпольский принадлежит к режиссерам, которые при любых обстоятельствах работают, снимают. Даже при минимуме технических и финансовых возможностей. Сейчас, скажем, длится работа над документальной лентой под пока что условным названием «Лариса Кадочникова. Война». Я предложил дополнить титул словом «мир». Имея в виду и то, что когда-то знаменитая актриса была утверждена на роль Наташи Ростовой в фильме Сергея Бондарчука «Война и мир». Ту роль сыграла, в конечном итоге, другая актриса, а Кадочникова стала звездой другого выдающегося фильма – «Тіні забутих предків» Сергея Параджанова.
Мира нам, победного мира!