В Доме кинематографистов состоялась премьера украинского кино. Тавтология, абсурд. Какие же еще премьеры там должны происходить? Абсурдно, впрочем, само положение вещей, при котором такие импрезы становятся редкостью. Но это произошло.
Хотя всего только — три короткометражки. Однако, с другой стороны, целых три короткометражки! Снятые на трех разных студиях! Молодыми кинематографистами, то есть теми, кем особенно пренебрегают! Точнее, кинематографистками, которых зовут Наталья Ковалева, Алла Пасикова и Александра Хребтова.
После выражения первых эмоций можно подвести промежуточные итоги: в стране есть молодые кинематографисты, умеющие работать; Министерство культуры эту молодежь по мере своих возможностей поддерживает; на государственных киностудиях (имени Довженко в Киеве, Ялтинская и Одесская) продолжают время от времени снимать кино.
Еще бросилось в глаза то, что нищета все- таки перестала быть отличительной чертой молодежного кино. То есть, кажется (только бы не сглазить!), времена серо-белой, поцарапанной, мутной пленки с соответствующим качеством звука уходят в прошлое. Три подряд молодежные короткометражки, снятые на нормальном цветном «Кодаке» — это событие не менее революционное, чем Майдан-2004. Кстати, часто, глядя на безденежье и беспомощность отечественных фильммейкеров, думаешь, а смогли бы они выдержать испытание достатком? Когда уже нельзя будет жаловаться на нехватку средств или пленки и придется отвечать за то, что сделал, перед залом и собственным талантом (или отсутствием такового)…
Свежая генерация ответить за себя все- таки в состоянии.
«Старшая дочь» Натальи Ковалевой с Ольгой Сумской и Сергеем Романюком в главных ролях выглядит, скорее, как набросок, небольшая пилотная серия для типичного мелодраматического телесериала. Действия в картине фактически нет, сюжет подменен длиннющим диалогом между героями Романюка и Сумской, который растягивается, с небольшими перерывами, на весь фильм. Этакое разговорное, болтливое, «телевизионное кино».
В «Философии» Пасиковой разговоров вроде бы тоже хватает, но ощущение совсем другое. Простого сюжета, большую часть которого занимают посиделки двух провинциальных чудаков, Толи (Николай Боклан) и Вани (Роман Гаврилюк), авторам фильма вполне хватило, чтобы описать две человеческие судьбы, за четверть часа наполнить плотью и кровью их прошлое и будущее… Главные герои очень напоминают простецких, но искренних «сокровенных людей» Андрея Платонова, и все свои беды и радости они проживают с даосской выдержкой. Потому что у каждого есть свое собственное, по-научному говоря, экзистенционное прибежище: у Толи — мечта поступить в консерваторию на отделение баяна, у Вани — выкопанная неизвестно где книга «Философия». Когда смотришь на параллельных планах, как Толя мечтательно наигрывает на баяне, а Ваня, утоляя меланхолию, читает вслух мудреную «Философию» — переживаешь миниатюрный катарсис. Смешной и в то же время трогательный фильм, кажется, почти не имеет недостатков. Всю свою работу сделали как следует — и сценарист (Елена Урсаки), и режиссер, и актеры, и оператор.
Впрочем, то же можно сказать о «Бархатном сезоне» Александры Хребтовой. Здесь тоже — о мечтах и подарках судьбы — иногда горьких, иногда неожиданно утешительных. Но, в первую очередь, это — небольшая повесть о любви. Автор фильма рассказывает историю пожилых супругов без лишних сантиментов, однако оставляет зрителю достаточно пространства для сочувствия. Прожив почти всю свою совместную жизнь с авторитарной родственницей, Нина (Лина Будник) и Семен (Анатолий Бевз) получают, наконец, шанс делать то, чего им действительно хочется. Их любовь настолько велика, что им удается в определенном смысле обмануть время, и финальный эпизод, где они, вместе с одеждой сбросив все годы, что не принадлежали им, плывут в море, светится энергией и чувственностью настоящей молодости. И вновь хочется отметить работу исполнителей, особенно Лины Будник. Ее Нина — это такое сочетание женственности, привлекательности, в то же время мудрости и почти детской искренности, что успеваешь полюбить и актрису, и образ, ею создаваемый. Следует отметить также внимание режиссера и оператора (Александр Мордерер) к предметным деталям, тщательную работу с пространством, вещественной средой кадра. Одним словом — действительно профессиональное, зрелое кино.
Наверное, еще не время для каких-то обобщений. Одаренные режиссеры, не ангажированные бесталанностью отечественного кино, у нас есть. И они знают, что и как им делать. Более того, они, по всей вероятности, знают, как работать именно в кинематографическом жанре — этой основе основ кинематографической индустрии, которая (не столько индустрия, сколько жанровая основа) казалась безвозвратно утраченной.
И еще, есть в их мировоззрении что-то общее, глубоко симпатичное, — какая-то неприторная, непафосная нежность — то, чего, кажется, у их предшественников не было…