Классическое и современное, академическое и народное искусство — все было представлено в двух гранд-концертах фестиваля «Бархатный сезон» — «Берегиня. Відродження душі» и «На межі століть».
Первый из них — авторский проект Оксаны Лынив. Дирижер Львовской школы, она теперь представляет Баварскую Штатс-оперу, но не прерывает связи с Украиной и Одессой (где работала с 2008-го по 2013 год). Стиль дирижирования О. Лынив можно определить как «педантичная экспрессия» или «экспрессивный педантизм»: почти балетная осанка, почти «графическая» пластика, в целом же — абсолютно львовский и, в то же время, полностью европейский.
Концепция импрезы заключалась в том, чтобы озвучить женскими голосами и иллюстрировать женской живописью (автор — художница из США Ольга Рондяк) мужские классические тексты (Т. Шевченко и П. Тычины) и современную украинскую музыку. Вокально-инструментальные произведения — камерная симфония и камерная кантата Олега Кивы, «П’ять весільних ладкань з Покуття» Александра Козаренко и мелодия Евгения Станковича из киноленты «Вигнанець» — оттенялись сугубо инструментальными, авторство Мыколы Колессы и того же Александра Козаренко, причем последний выступил еще и солистом в собственном щемящем и в то же время мощном Concerto Rutheno для фортепиано с оркестром. Вокальный «квартет» концерта составили солистки Одесской оперы Анастасия Голуб и Екатерина Цимбалюк и приглашенные звезды — Марьяна Садовская и Нина Матвиенко.
Современная отечественная академическая музыка довольно тяжелая для восприятия и требует значительных усилий от слушателя — даже такого опытного, как одесский. Но и последний был, наконец, окончательно побежден и покорен: вне программы в финале концерта всеми вокалистками в сопровождении оркестра была исполнена «Плине кача». И в таком варианте (женские голоса, сочетание академического вокала с аутентичным голосоведением) стало тем, чем и есть по свой сути — плачем женщины над погибшим сыном, плачем Украины, которая является очень разной и многоголосой, — над своими погибшими детьми. Владимир Винниченко как-то сказал, что «читать украинскую историю нужно с бромом». Что же, какая история, такая и музыка...
В свою очередь балет-гала «На межі століть» порадовал зрителей любимыми репертуарными «изюминами» (фрагменты из балетов А.Хачатуряна, Ф.Герольда, Ф.Амирова и др.), и представил две премьеры молодых хореографов. Янина Киселева представила сюжетный балет на несколько картин «Між рядків», в котором, как видится, соотношение классического и современного танца, мелодраматическая история на основе любовного «треугольника» — и сверхмасштабная музыка Абеля Коженевского, Томаса Бергерсона, Майкла Лоуренса Наймана (да и сами музыкальные фрагменты по своей стилистике) не составили гармоничную целостность. А вот в условно- бессюжетной миниатюре «Образи та думки» в хореографии Игоря Саражинского на музыку Зои Китинг, на субъективный взгляд автора этих строк, как раз и состоялось «ювелирное» сочетание классики и контемпа, а общая образная система спровоцировала множество ощущений и ассоциаций.
Фестиваль «Бархатный сезон» продемонстрировал современный, европейский музыкальный театр — это не консервативно-герметическая, а открытая, «мультибрендовая» и «мультиформатная» территория. Поэтому Одесская опера — на правильном пути.