Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Фольклорные перезвоны

В Западной Украине состоялся Х-й фестиваль лемковской культуры
6 августа, 2008 - 17:45
КОСТЮМ ЛЕМКОВ ОТЛИЧАЕТ ОТ НАРЯДОВ ПРАВОБЕРЕЖЬЯ МАССА ОРИГИНАЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ / ГОРИ, ГОРИ ЯСНО! ДА ЗДРАВСТВУЕТ ФЕСТИВАЛЬ

« Мы должны развивать каждую ветвь на дереве национальной украинской культуры и ни одной не дать засохнуть, потому что от этого пострадает все дерево», — такие слова раздавались со сцены юбилейного Всеукраинского фестиваля лемковской культуры «Дзвони Лемківщини», который проходил в прошлые выходные в урочище Бычева вблизи Монастырыська на Тернопольщине.

Этот фестиваль собрал лемков со всей Украины, а также Польши, Словакии и Молдовы. Люди, которые были выселены из своих прадедовских территорий, отрублены от этнических корней, языковой и культурной среды, распылены на чужбине, тем не менее уже в десятый раз, хотя бы раз в году, собираются на земле своего зарождения. Стихия, которая недавно бурлила в Западной Украине, не стала помехой проведению действа. Никакие погодные условия не способны повлиять на желание украинцев поддерживать и развивать свою культуру.

Есть много коллективов, центров и в Украине, и за границей, которые возрождают лемковскую культуру, собирают и сохраняют аутентичное песенное и литературное творчество, танец, народные промыслы, знают говор и разговаривают на нем. В одном только небольшом городке Монастырыське есть восемь художественных лемковских коллективов, тогда как во Львове только один, в Ивано-Франковске — три. И неважно, представляют эти коллективы свою культуру профессионально или любительски, намного важнее то, что они по собственной инициативе делают все для того, чтобы ее не утратить.

Владимир Гисовский, выходец из Лемковщины и переселенец из Польши, теперь проживает во Львове. Он рассказал, что на фестиваль уже во второй раз ездят всей семьей. Своих детей привозит сюда для того, чтобы они могли почувствовать эту среду, проникнуться лемковским духом, осознать себя. Мама Владимира Борисовича прекрасно владела лемковским говором, сам он понимает его на 80%, а дети совсем мало. Именно поэтому он считает, что развитие, возрождение культуры необходимо не только на национальном уровне, но и на локальном, бытовом. Люди общались так в течение веков, обычаи и традиции передавались из поколения в поколение. Если бы это генетическое наследие имело перспективы развития, то оно дало бы и вторичный эффект. Хотя, конечно, организаторы, центры лемков и в Украине, и в Польше, и в Словакии делают все для того, чтобы поддержать свою культуру. Хотя во время акции «Висла» лемков искусственно отделили от Украины, они себя чужими на этой земле не считают.

Организаторами фестиваля выступили Министерство культуры и туризма Украины, Государственный комитет Украины по делам национальностей и религии, Всеукраинское общество «Лемковщина», Тернопольская областная государственная администрация. Сначала все участники собрались в Монастырыське. Это и этнические лемки, и художественные коллективы и исполнители, которые должны выступить, и просто гости, жители окружающих областей и других этнических территорий, которые съехались отовсюду. Там и состоялось торжественное открытие фестиваля, а уже потом все отправились на лемковское поле, в урочище Бычева, где разбили палаточный городок и все участники могли почувствовать себя одной большой семьей. Важной частью действа была церковная служба, панихида за тех, кто пострадал в 1944— 1947 годах. А потом, как и на любом празднике, все желающие могли хоть до утра веселиться под лемковские ритмы и мелодии в исполнении Анычки, дуэта «Красное и черное» и других певцов и коллективов. Творческие кружки представляли на сцене лемковские обычаи и обряды, народное творчество, танцы, инсценировали свадьбу, обряд которой как будто и похож на западную обрядность, но все же имеет свои яркие, самобытные краски. Свою художественную самодеятельность представляли Львовщина, Тернопольщина, Ивано-Франковщина, делегация из Польши, в частности, польский хор, который чудесно исполнял песни и на лемковском говоре, и на украинском языке. В отличие от поляков, гости из Словакии, Молдовы часто не совсем хорошо говорят на украинском языке, но, тем не менее, идентифицируют себя, как лемки.

Лемковская культура — органическая самобытная ветвь украинской, но потребность ее возрождать сейчас существует потому, что она была искусственно отделена. События 1944—1947 гг. в значительной степени ослабили историческое единство лемков. Людей силой вывезли, заставили покинуть свои дома, свою землю и больной струной на фестивале звенит память и об этом, ведь до сих пор вопрос не рассмотрен как следует на государственном уровне, лемков считают переселенцами, а не выселенными, до сих пор никто так и не извинился...

Фестиваль доказывает, что несмотря ни на что культура лемков — живая, и его участники думают о перспективах. Ведь память живет стараниями людей, которые раз в год собирают лемков на своей земле, но, к сожалению, уже далеко не все знают говор, помнят и следуют обычаям и обрядам. Сами лемки опасаются, что их быт скоро станет историей, этнографией, которую можно будет разве что изучать и исследовать, а не видеть собственными глазами...

СПРАВКА «Дня»

Этнические территории лемков: Лемковщина, Надсянье, Холмщина, Подляшье, Пряшивщина, Берестейщина. Впервые название «лемки» ввел в историю и литературу И. Левицкий в предисловии к собственной «Грамматике» (1831 г.). Далекие предки лемков — это русское восточнославянское племя, которое исследователи преимущественно называют белыми хорватами. Уже в VI—VII вв. проживали они по обоим склонам западных Карпат. Белые хорваты своим языком, культурой, религией не отличались от славянских племен Надднипровья и сами себя уже в начале IХ в. называли «русами», «русинами». Жилища русинов достигали околиц Люблина, Ряшева, Кракова. Чтобы оттеснить русинов вглубь гор, польское правительство положило начало уже тогда длительной польско-немецкой колонизации. В 1772 году Галичина, в том числе территория северной Лемковщини, оказалась под господством Австрии. На северных склонах Карпат стало популярным локальное, этнографическое название «лемки», что сравнительно менее всего раздражало руководящие круги, которые с явным недоверием относились к национальному названию «русины», в частности, к более новой «украинцы». Во время Первой мировой войны австрийские власти вывезли с Лемковщини свыше трех тысяч интеллигенции и крестьян в Талергофский концентрационный лагерь, где несколько сотен лемков погибло. В сравнительно лучших условиях проживали лемки в Чехословакии (включая нинешнюю Закарпатскую область). Здесь существовали «руськие» (украинские) школы, общества, литературные объединения, образовательные и культурные центры. Новое горе принесла лемкам немецкая оккупация Второй мировой войны. В тайном меморандуме к Гитлеру его заместитель Гимлер советовал фюреру, что для успешного проведения денационализации на Востоке следует культивировать среди украинцев как можно более отдельных «наций» — «русинов», «малороссов», «карпатороссов», «лемков», «бойков», «гуцулов» и других, натравливать их друг на друга. Осенью 1944 г. Временное правительство Польши заключило соглашение с правительством Советской Украины об обмене населением. По этому соглашению украинское население, проживавшее в пределах послевоенной Польши, подлежало выселению на Украину в обмен на польское население, которое выселялось с Украины в Польшу. Нестерпимая ситуация, которую создало националистическое польское подполье, постоянные запугивания, убийства, грабежи повлекли за собой то, что свыше 200 тыс. лемков «добровольно» покинули родные горы и переселились в Украину. Весной 1947 г. около 140 тыс. оставшихся лемков, были насильственно выселены с польских Карпат в соответствии с акцией «Висла» и рассеяны в польской среде на западных и северных землях Польши с целью ассимиляции, то есть ополячивания.

Елена УРБАН. Фото Евгения КРАВСА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ