Музыканты Италии, Дании и Украины покорили киевскую публику. В Национальной филармонии Украины состоялся вечер «Фортепианная феерия», программа которого возникла на перекрестке культур трех европейских стран. («День» анонсировал это событие в № 186 за 19 октября 2017 г.). Межнациональный проект родился в сотворчестве талантливых музыкантов — молодой датской пианистки Элизабет Нильсен, украинского композитора Романа Григорива (музыкального руководителя Национального президентского оркестра Украины), дирижеров Аурелио Каноничи (Италия) и Василия Василенко (Украина).
Напомним, еще в позапрошлом году киевские меломаны стали свидетелями триумфального выступления Элизабет Нильсен на сцене Колонного зала им. М. Лысенко. Тогда пианистка покорила зал высокой культурой исполнения прежде всего музыки датского классика Карла Нильсена. После концерта пианистка пообещала вскоре опять посетить Киев, и вот новая встреча — поэтому «День» использовал случай пообщаться с известной артисткой.
«ТРАДИЦИИ КЛАССИКИ И НОВОЕ ЭЛЕКТРОАКУСТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО»
— Год я училась у двух прекрасных профессоров Венской консерватории в аспирантуре, — рассказала Элизабет НИЛЬСЕН. — Хотя и считается, что все пути ведут в Рим, все же музыкальные пути пересекаются именно в Вене, ведь этот город по праву называют музыкальной столицей мира. Здесь слух профессионала отшлифовывается на высшем уровнем совершенства музыкального исполнительства, за каждым домом закреплена своя история или легенда... Каждый желающий может получить максимальную дозу разнообразных впечатлений. Достаточно сказать, что стоячие места в Венской опере стоят всего 2 евро. Вена живет своими прочными вековыми традициями и в то же время выделяется неприкрытым консерватизмом.
Я играла Бетховена в знаменитом зале Старой ратуши. Этот парадный зал, площадью почти как половина футбольного поля, используется для проведения концертов и светских мероприятий, в частности балов. Но за год учебы в Вене закончился и возник вопрос: куда двигаться дальше? Музыкальная жизнь столицы Австрии скоро показалась мне слишком «канонической»: исполняются одни и те же симфонии Бетховена, Моцарта, вальсы Штрауса. Изредка можно услышать того же Шостаковича. Мне не хватало свежих впечатлений и веяний. Но именно в Вене я неожиданно познакомилась с двумя молодыми украинскими композиторами, которые окунули меня в атмосферу современной электроакустической музыки, — Романом Григоривым и Ильей Разумейко, в то время студентом отдела электроакустической музыки Венской консерватории. Именно они стали моими проводниками в почти неизведанный к этому звуковой мир. Мы подружились, и у нас родились общие музыкальные проекты. Так, Вена стала для меня местом, где удивительным образом сфокусировались традиции классики и новое электроакустическое пространство.
— А чем встретила вас Дания после завершения «венского периода»?
— О, здесь мне опять улыбнулась удача: я получила статус artist in residence, что дало мне возможность проживать в Риме, где я попала в абсолютно фантастическую среду художников: со всей Скандинавии здесь собрались художники, поэты, писатели, чтобы вдохновиться этим вечным городом, получить мощную инспирацию для собственного творчества. Даже промелькнула мысль остаться там как можно дольше... Впоследствии мне предоставили еще один грант в Датской Академии, и именно тогда я глубоко погрузилась в фортепианную музыку Отторино Респиги — автора знаменитой симфонической триады «Пинии Рима». Начала учить его Токату для фортепиано с оркестром, которую предполагала впоследствии представить в Киеве, и, к сожалению, вовремя не нашлись ноты оркестровой партитуры... Этот оригинальный замысел полностью пока еще не удалось реализовать. Надеюсь, премьера исполнения неизвестного в Украине произведения Респиги со временем станет для украинских меломанов настоящим открытием новых граней его таланта.
— Расскажите о вашем «нетрадиционном» выпускном концерте в Копенгагене.
— Мой клавирабенд — своеобразный отчет по окончании аспирантуры — состоялся в конце августа в большом зале Датской королевской консерватории. Между оригинальными пьесами цикла мы вставляли электроакустические интерлюдии. Однако пытались делать это очень осторожно и деликатно, поскольку современное звуковое пространство достаточно сложно миксировать с романтической музыкой (в отличие, кстати, от барочной) и часто из-за этого выходит китч. Во время исполнения «осовремененного» «Карнавала» дополнительный эффект создавали абстрактные картины, проекция которых осуществлялась просто на фасад органа. Из-за того, что это действо проходило просто во время моего выпускного экзамена, я очень волновалась: как комиссия отнесется к моей инновации и какое впечатление произведет на всех участие в ней интернациональной команды — двух композиторов, видеоартистки из Украины, видеооператора из Великобритании, профессора из электроакустической музыки из Вены. Приятно, что наконец наши идеи были одобрительно поддержаны жюри.
— Чем вас привлекли творческие новации молодых украинских музыкантов...
— Думаю, молодежная инициатива, когда можно соединять в одной концертной программе разные эстетические полюса, стили, эпохи, имеет перспективу, ведь она созвучна нашему динамичному времени. Собственно, концерт «Фортепианная феерия» — тоже попытка объединения в едином пространстве несколько знаковых фигур из разных музыкальных культур.
— Как возникла идея ввести в программу именно фортепианный Концерт Мирослава Скорика?
— Еще в прошлый приезд в Киев меня не оставляла мечта вернуться к украинской музыке. Рассуждая, с чего бы мне начать, в конечном итоге остановилась именно на Концерте Скорика. Его музыка легла мне на сердце, зажгла огонь в душе своими джазовыми вкраплениями, моторикой, неофольклорными интонациями и ритмами. Неслучайно музыка маэстро находит мгновенный отклик у любой аудитории.
«КРЕПКИЙ ОРЕШЕК»
— Программа концерта очень насыщена и масштабна: сыграть на протяжении одного вечера два больших фортепианных концерта Грига и Скорика, еще и Чакону Нильсена — это очень ответственно и изнурительно в физическом плане...
— Действительно, это серьезное испытание. Но я всегда помню слова моего педагога, который сказал: «Ты — такой «крепкий орешек», и что бы тебе не выпало, ты справишься со всем». Я учу новые произведения быстро и мне нравится выносить их на публику. Надеюсь, наши совместные творческие замыслы после нынешнего вечера в Киеве будут иметь свое продолжение. Знаете, моя мечта — совмещать в своих концертных программах произведения украинских и датских композиторов. Пока мои соотечественники мало знают украинскую музыку, равно как и ваша публика в своем большинстве незнакома с музыкальной культурой Дании. Поэтому моя миссия — кардинально изменить ситуацию, потому что Украина действительно является частью Европы.