В этом году, если верить ее организаторам, кинофестиваль
«Молодость», который за 29 лет своего существования превратился в настоящую
киевскую достопримечательность (почти как Лавра или София), обещает быть
настолько разнообразным и насыщенным, что говорить о некой одной изюминке
этого феерического кинококтейля, пожалуй, было б даже некорректно. К радости
киевских синефилов, в программе фестиваля масса фильмов, рассчитанных на
зрителей- гурманов, причем способных не только по достоинству оценить оригинальность
кухни, но и распробовать нюансы. Собственно, чем и порадует «Молодость»
в этом году, так это широтой спектра вкусов. На недавней пресс-конференции
устроители уточнили составляющие фирменного фестивального коктейля, каковым
он будет в 1999 году:
ГОФФМАН ЕЖИ, мастодонт польского кино, профессионал исторических
драм и размашистых массовок. Большую часть сознательной жизни посвятил
экранизации трилогии Генрика Сенкевича. 23 октября «Молодость» откроется
последним, самым успешным фильмом Гоффмана — «Огнем и мечом». Этот блокбастер
в Польше уже обернут многослойной аурой зрительских восторгов, но главное
— благодаря популярности фильма возрос и интерес к Украине, история которой,
как оказалось, не ограничивается лишь «Кратким курсом употребления сала».
Во Дворец «Украина» киевскую премьеру «Огнем и мечом» приедет представлять
вся съемочная группа во главе с Гоффманом, как и было объявлено на пресс-конференции
в Каннах. Все знают, что в фильме снялись такие актеры, как Даниэль Ольбрыхский,
Богдан Ступка (интеллигентность нашего Богдана Хмельницкого Гоффману в
польской прессе не простили: почему, интересовались журналисты, в фильме
не противопоставлен ему не менее образованный шляхтич?), Руслана Писанка,
москвич Андрей Домогаров (которого в Польше теперь почитают как местного
Ди Каприо). Однако мало кто знает, что этот мировой киношедевр Ежи Гоффман
планировал снять в Киеве, на киностудии имени Довженко, о чем рассказал
читателям «Дня» ее директор Николай Мащенко. Причем даже декорации обещал
потом оставить для экранизации «Богдана Хмельницкого». Мэтру, как это у
нас принято, отказали отечественные правители от культуры, прислушивающиеся
не так к здравому смыслу (а откуда ему взяться?), как к ультраправым завываниям
вроде: «Зачем нам фильм, где украинцы некрасивы?». В итоге Гоффман свой
«антиукраинский» фильм снял, а киностудия Довженко захирела окончательно.
Это к вопросу об украинском патриотизме.
ЖЮРИ. Новое в системе фестивальных жюри — официальное
представительство ФИПРЕССИ — международной федерации кинокритиков, авторитет
которой свидетельствует и о новом уровне, на который вышел киевский кинофестиваль.
К тому же конкурс будут оценивать Международное жюри, Экуменическое (также
впервые) и международное жюри федерации киноклубов. Возглавлять в этом
году Международное жюри будет голландский кинорежиссер Йос Стеллинг, которого
признают «культовым» (на нормальный язык этот термин, пожалуй, лучше всего
перевести, как «рассчитанный на тонких ценителей», «вкусный») даже в самом
по себе «культовом» голландском кинематографе. Его феноменальные фильмы
«Стрелочник» и «Зал ожидания» оставили по себе теплые чувства в душе киевских
зрителей, которым в этот раз удастся посмотреть не только старые картины
мэтра, но и его последнюю работу «Ни самолетов, ни поездов» (1999) — место
действия которой все тот же зал ожидания в каком-то смысле самолетов и
поездов, а в каком-то — эдакого неперсонифицированного Годо. Международное
жюри присудит гран-при «Молодости — ХХIХ», оставив вопросы толерантности
конкурсных картин на суд Экуменического жюри, в составе которого европейские
представители протестантских и католической церквей. Как заявили на пресс-конференции
организаторы, в его состав войдет также представитель православной церкви
одной из украинских конфессий.
ИНТРИГА, сиречь конкурс — смысл и движитель любого
фестиваля — в этом году будет на «Молодости» как никогда напряженной (достаточно
сказать, что даже не принятые на конкурс «Молодости» ленты не без интереса
посмотрели зрители менее именитых фестивалей). Как всегда, в конкурсе кинодебютов
четыре номинации: полный и короткий метр, студенческие картины, документальные
фильмы. На этот раз в номинации полного метра сойдутся не только ленты
из Германии, Японии, Франции, Чехии, Швеции, Англии, но и из Украины (см.
также « УКРАИНСКОЕ КИНО» ). Впрочем, по нашему субъективному мнению,
два наиболее серьезных претендента здесь — «Тувалу» Файта Хелмера и «Чертов
Омоль» Лукаса Модиссона (Луки Мудищева, как тут же сострили кинокритики).
Первый фильм снят давним любимцем «Молодости», некогда прогремевшим у нас
короткометражным триллером-мелодрамой «Мойщик стекол»; нынешняя его лента
всего четырех месяцев отроду, и «Молодость» — первый кинофестиваль на ее
жизненном пути. Это красивейшая притча о любви в абсурдном мире, удивительно
напоминающем нашу реальность. Главную женскую роль сыграла Чулпан Хаматова.
Здесь она, как и в «Стране глухих» Тодоровского, оказалась среди неразговорчивых
героев, потому что «Тувалу» — это карт ина без слов, красивый и великий
немой. В «Омоле» же слов достаточно, и любви тоже. История двух девочек,
изнывающих от тоски в глухой провинции, уже успела собрать массу отзывов
на крупнейших фестивалях этого сезона, включая Каннский. Интригой в «ИНТРИГЕ»
также будет настоящее «британское вторжение»: практически в каждой
части конкурса заявлено по несколько фильмов из Великобритании, чей прорыв
в мировой кинематограф является несомненной особенностью киносезона- 99,
что тут же зафиксировал чуткий барометр «Молодости».
КАРАКС ЛЕО. Французский кинорежиссер, который в
22 года покорил зрителей Канн и Нью-Йорка тонкой стилизацией под «новую
волну» — фильмом «Парень встречает девушку» (1984). После этого за ним
закрепилась репутация «главной надежды европейского кино», поэтому появление
«Пола Икс» в фестивальной программе Канны-99 позволила многим критикам
загодя причислить Каракса, до этого не снимавшего с начала 90-х, к безусловным
фаворитам каннской программы. «Пола Икс» (загадочное название — аббревиатура
«Pierre, ou, les Ambiguetes» — книги Германа Мелвилля, впечатлившей Каракса,
когда ему было 18), несмотря на интересный актерский состав (в главных
ролях — Катрин Денев и Гийом Депардье, которые вместе с режиссером обещали
быть гостями «Молодости») и интригующей темой инцеста, который, по замыслу
режиссера, трактуется как попытка героя вырваться за пределы механического
существования, — многими был назван невнятным. Прекрасно, что в данном
случае нет необходимости верить критикам на слово — всего через полгода
после Канн, в рамках «Молодости» фильм будет показан в ультрасовременном
зале «Кинопалаца», руководство которого, несмотря на ажиотаж, пообещало
не поднимать цены на фестивальные просмотры.
РЕТРОСПЕКТИВЫ «МОЛОДОСТИ» — регулярная попытка киевского
кинофестиваля посмотреть как можно дальше назад и вширь на историю синематографа.
Похоже, на этот раз у киноманов есть риск вывернуть себе шею. Во-первых,
в год параджановского юбилея «Молодость» покажет самую полную ретроспективу
его фильмов, включая и ранние работы, которые и параджановскими-то, по
мнению многих, назвать сложно. Однако они и есть тем гумусом, из которого
возникли такие шедевры мастера, как «Тени забытых предков» или «Цвет граната».
Но «Молодость» не ограничилась одной лишь киноретроспективой Сергея Параджанова:
в рамках фестиваля пройдет также выставка его художественных работ. Если
посмертное чествование Параджанова — довольно традиционное у нас проявление
запоздалого признания, то ретроспектива великого украинского оператора
Вилена Калюты — это попытка сломать дурацкие стереотипы и отдать дань уважения
ныне живущим. Небольшую панораму своих работ Вилен Александрович, кстати,
член жюри фестиваля, составил сам. В нее вошли «Белая птица с черной отметиной»
режиссера Юрия Ильенко, три прославленных фильма Романа Балаяна — «Бирюк»,
«Поцелуй», «Полеты во сне и наяву». Объектив Калюты также важнейшая составляющая
двух картин их величества Никиты Михалкова — «Урги» и оскароносных «Утомленных
солнцем» (последний, между прочим, покажут в «Кинопалаце» во всей красе
«Долби»-системы). Оргкомитет «Молодости» сейчас занят поисками и одной
из последних работ Калюты «Минуты молчания»: в наличие пока что только
рабочий материал фильма, последний монтаж которого осуществлялся в Москве
и затерялся где-то в архивах. Внимание привлекает и ретроспектива Марка
Донского, чей фильм «Радуга» (1943) с великой Натальей Ужвий и Ниной Алисовой
по многим украинским справочникам назывался обладателем единственного «Оскара»
в истории украинского кино. Внесем ясность, «Радуга» действительно была
отмечена в 1944 году в Америке, но не «Оскаром», а достаточно престижным
призом Ассоциации кино и радио США, который заменили в СССР на «Оскар»
для простоты произношения. Но, как говорится, «Оскар» в жизни не главное.
Вот величайшему из мастеров кино ХХ века Альфреду Хичкоку и то «Оскар»
дали уже под занавес его карьеры за вклад в развитие кинематографа. Но
ведь характеризует этот факт относительность «Оскара», конечно же, а не
самого Хичкока, ретроспективу которого подготовила «Молодость». Приуроченная
к столетию человека, который, по выражению Франсуа Трюффо, «лучше других
запечатлел на пленке чувство страха», мастера пугать и смешить одновременно,
она сосредоточится, в основном, на его доголливудско-британском, периоде.
В числе других нам обещаны и два шикарных шпионских триллера «Человек,
который слишком много знал» (1934; авторский римейк — 1956) и «39 шагов»
(1935). Именно за эти фильмы Хичкока впервые ругали за попрание законов
правдоподобия, на что мастер ответил: «Заботиться о содержании фильма —
это все равно, что думать о вкусе яблок на натюрморте». Для полноты обзора
именных ретроспектив следует добавить также подборку фильмов итальянского
актера Витторио Гасмана. Их покажут в киевской «Кинопанораме» и судя по
всему, там будет на что посмотреть, ведь Гасман снимался у таких звезд,
как Эторе Скола («Терраса»), Дино Ризи («Чудовища», «Обгон»), Роберто Росселини
(«Черная душа»), Джузеппе де Сантис («Горький рис»). Один вопрос все же
остается: если смотреть все это, как же хватит сил на все остальное? Вопрос
риторический.
УКРАИНСКОЕ КИНО впервые за последние годы заявлено
во всех номинациях. Похоже, отечественный кинематограф обретает свою надежду
в женщинах-режиссерах. В полном метре заявлен фильм «Аве, Мария» Людмилы
Ефименко — попытка, по ее утверждению, сделать кассовое, коммерчески успешное
кино. Возможно, ей это и удастся, ведь оператор «Аве, Марии» — неоспоримая
величина украинского кино Юрий Ильенко, а одну из главных ролей сыграл
Олег Драч — прекрасный театральный актер, к сожалению, более известный
массовому зрителю, как телеведущий. Серьезные шансы Украина имеет в короткометражном
конкурсе, где, только не удивляйтесь, представлена короткометражка Киры
Муратовой — она сняла свой первый в жизни короткий метр «Письмо в Америку»
и уже успела им обескуражить (реакция, по отзывам кинокритиков, присутствовавших
на фестивале, была просто изумленной — никто ничего не понял) Венецианский
кинофорум. В документальных дебютах представлены фильм Сергея Познанского
«Стан» и любопытная по замыслу лента Олеся Санина «Гріх» — это «кино о
кино», посвященное Леониду Осыке и съемкам фильма «Камінний хрест». Что
касается студенческого конкурса, то шансы Украины здесь 3 из 35 возможных
(гораздо более скромные, чем у, допустим, русских или немцев). Но дело,
как говорится, не в количестве.
ФАРАОНЫ — режиссеры с трудной судьбой и тяжелым
характером, в силу этого снимающие кино о вреде тоталитаризма. Таким режиссерам
неуютно при любом правительстве, они подолгу сидят в своих целлулоидных
башнях, рассорившись со все и вся. Когда же они со своим тщательно высиженным
детищем выходят в свет, случается скандал или сенсация. Таков Сергей Овчаров
— визуальный самородок, автор остроумного и бессловесного «Барабана», режиссер,
чьи пленки какие-то киношные террористы резали бритвами. Своего короткометражного
«Фараона» Овчаров делал, что называется, вручную. Когда же на Берлинале-99
искушенная публика увидела в конце фильма титры с именами живых исполнителей,
то не поверила глазам своим: настолько виртуозен был рукотворный Древний
Египет, сотворенный российским кинолевшой. В результате — «Золотой медведь».
Шикарная картинка в кадре — свойство еще одного отшельника кинематографа
Александра Сокурова. В нынешнем сезоне он таки дожил до своих скандала
и сенсации, равнодушный и к первому, и ко второму. Его «Молох» (премьера
состоялась в этом году в Каннах, где фильм получил награду за лучший сценарий,
хотя, как говорили многие, сценарий тут ни при чем — просто «Молох» нельзя
было не наградить) о житье Адольфа Гитлера и Евы Браун будет показан на
закрытии фестиваля 31 октября. Написано о фильме много: мол, красиво, но
занудно, фюрер показан жалким пошляком и т. д. Посмотрим. А если оргкомитету
удастся договориться еще и с Алексеем Германом на предмет показа его «Хрусталев,
машину!», то тогда комплект фараонов будет полным. Фильм, за которым в
народном сознании закрепилась репутация режиссерского подвига — Герман
делал его 10 лет, причем не однажды перемонтировал, доводя до совершенства.
После показа фильма в прошлом году в Каннах его лишь пару месяцев назад
увидели в Петербурге и Москве. Судя по прессе, на протяжении этих двух
месяцев фильм являлся если не самым главным, то одним из главных культурных
событий, так много о нем было за это время написано. Увидят ли его зрители
«Молодости» пока остается под вопросом.
«ЭРОТИЧЕСКИЕ ИСТОРИИ» — иллюзия плотской любви на
экране. Сексуальный вариант распространенных когда-то в СССР киноальманахов:
принцип построения примерно тот же, но пафос созидания здесь обратился
в тягучие раздумья интеллектуалов на меж- и внутриполовую тематику. Первый
выпуск «Эротических историй» уже демонстрировался на предыдущей «Молодости»,
сила же нынешнего сеанса в том, что все «Истории» будут впервые показаны
в киевском «Кинопалаце», который наконец нарушил монополию Голливуда на
своем экране ради отборного европейского кино. «Эротические истории-1»
— это сплошной рафинад киноэротики: здесь и новелла «Зал ожидания» культового
Йоса Стеллинга (см. «ЖЮРИ» ), и еще один голландский фрагмент о
любви дантистки к нарисованному парню («Голландский мастер» Сьюзен Сайдельман),
и американская байка о любви в шикарном сантехническом антураже («Влага»
Боба Раффельсона). Третья же часть «Эротических историй» представляет собой
взрывчатую смесь, сделанную силами грузина, грека и американца. Георгий
Шенгелая (не путать с Шенгелия), сын советского киноклассика Николы Шенгелая,
ранее был известен фильмом о знаменитом художнике Пиросмани. Живописен
и его любовный «Грузинский виноград» — мелодрама о том, как грузинские
женщины делят (точнее, не делят) грузинского мужчину. Антонис Коккинос
в своей притче «Помечтай-ка немного» сплетает в единое целое сны, сердечную
страсть и реальность. Наиболее колоритен среди тройки авторов нью-йоркский
литовец Роза фон Праунхайм — гомосексуалист, подпольщик и авангардист,
снявший новеллу под красноречивым названием «Я так тебя люблю, что съел
бы».
«ЮХА». Ради этого сенсационного фильма финского
режиссера Аки Каурисмяки в Берлин, где состоялась мировая премьера «Юхи»
в параллельной программе Берлинале-99 «Форум молодого кино», съехались
зрители, критики и кинодельцы со всего мира. Билеты были раскуплены задолго
до просмотра. Критики, побывавшие в Берлине, единодушно характеризуют фильм
Каурисмяки не только как самый труднодоступный, но и как безупречную сенсацию,
«полный восторг». Классический финский роман, написанный в 1911 году, экранизирован
в жанре немого кино, а сеансы в Берлине прошли в сопровождении настоящего
живого оркестра. Настолько ли роскошным будет киевский показ — вряд ли,
но атмосфера напряженного ожидания, сопровождающая фильм, похоже уже передалась
и киевлянам. Близка нам и фабула романа, который лег в основу сценария,
— такой себе классический украинский сюжет «Кохайтеся, чорнобриві, та не
з москалями», правда, в самом фильме русский превратился в городского финского
франта — содержателя притона. Жанр фильма некоторые определяют тоже довольно
оригинально — «немой триллер категории «Б».
***
P. S. «Уже после дух бокалов этого коктейля человек
становится настолько одухотворенным, что можно подойти и целых полчаса
с расстояния полутора метров плевать ему в харю, и он ничего тебе не скажет»
(Венечка Ерофеев, «Москва-Петушки»).