В настоящее время в Подмосковье проходит Международный театральный фестиваль «Мелиховская весна». Этот форум уникален тем, что территория музея-заповедника Антона Павловича в Мелихово становится сценической площадкой. В этом году фестиваль отмечает свое 13-летие и посвящен 120-летию приезду семьи Чеховых в Мелихово. Свои спектакли показывают 14 коллективов из Венгрии, Болгарии, Испании, Абхазии, Украины и театры из российских городов (Омска, Липецка, Таганрога, Перми, Белгорода, Москвы и Московской области). Кстати, как почетный гость и активный участник на престижный форум прибыл прославленный украинский коллектив — Львовский национальный театр им. М. Заньковецкой, который на протяжении 12 лет (!) привозит на «Мелиховскую весну» премьеру. Спектакли ставит известный режиссер Алла Григорьевна Бабенко, которая рассказала «Дню» о своей новой работе.
— Каждый раз мы готовим новую постановку, и по традиции премьера проходит именно на этом мелиховском фестивале, а затем (после обсуждения выдающихся чеховедов и театроведов) показываем ее уже на родной сцене — во Львове, — рассказала по телефону Алла БАБЕНКО. — Именно в Мелихово можно увидеть тенденции, которые в настоящее время характерны для театрального мира, узнать об экспериментах и новациях «прочтения» классики, в частности произведений Антона Павловича. Потому что не секрет, что в наше время Чехов — один из самых популярных драматургов в мире.
В этот раз для постановки я взяла очень сложную повесть «Огни». Среди произведений Чехова второй половины 1880-х годов особое место занимает именно этот большой рассказ, или «повестушка» (как называл его автор в письмах). В «Огнях» представлен ценный материал для характеристики мировоззрения и творчества Антона Павловича в переломный период его жизни. Эту повесть никогда на сцене не ставили, и лишь в середине 1980-х кинорежиссер Соломон Шустер снял фильм «Огни», где главные роли играли Татьяна Догилева, Евгений Леонов-Гладышев, Владислав Стрижельчик, Георгий Бурков. Напомню, в центре рассказа — философский спор между инженером Ананьевым и студентом Штенбергом. Дискуссия идет о пессимизме. Произведение очень противоречиво. Я сделала инсценировку. На главную роль пригласила бывшего заньковчанина, а в настоящее время — киевского актера Театра им. И. Франко Тараса Жирко. Он внешне очень похож на персонажа, которого описал Чехов. Кстати, раньше Жирко играл у меня в спектаклях «Дядя Ваня» и «Дама с собачкой», а также был одним из первых заньковчан, кто «протоптал» дорогу на мелиховский фестиваль. Тарас несколько раз приезжал во Львов на репетиции и, по-моему, очень хорошо вписался в дуэт Юрия Чекова и Александры Лютой (они уже несколько лет фавориты на Чеховском фестивале), а все вместе эти актеры создали красивое актерское трио. Знаете, играть плохо в Мелихово просто невозможно! Там такая потрясающая аура! Наш спектакль высоко оценили на фестивале. Зрители многократно вызывали актеров. Я была тронута очень теплыми словами известного театроведа и чеховеда Татьяны Шах-Азизовой (последняя ее монография — «Полвека в театре Чехова. 1960—2010» — вышла в прошлом году), которая отметила прекрасную ансамблевость исполнителей, в частности то, как в профессиональном плане выросла Александра Лютая, а Юрия Чекова сравнила с грандом психологического театра — Иннокентием Смоктуновским. А испанский режиссер Гутьеррес (Камерный театр им. Антона Чехова, Мадрид) пригласил приехать с гастролями в Испанию.