Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Где эта улица, где эта актриса?

Благодаря фильму «Весна на Заречной улице» в СССР появилось понятие «культовое кино»
14 сентября, 2007 - 19:12
НИНА ИВАНОВА. ПОСТЕР ФИЛЬМА «ВЕСНА НА ЗАРЕЧЕОЙ УЛИЦЕ»

Картина вышла на экраны в 1956 году. Сюжет — простой и незамысловатый. Молоденькая учительница Таня приезжает работать в школу рабочей молодежи. Лучший сталевар завода, лихой красавец Саша влюбляется в нее, получает отказ, страдает и в конце концов начинает бороться за свою любовь...

Сценарий фильма написал Феликс Миронер (сначала это была одноактная пьеса о металлургах). Из нескольких металлургических городов, расположенных вдоль Днепра, для съемок выбрали Запорожье.

Режиссер фильма Марлен Хуциев говорил, что название улицы было придумано, но жители Запорожья уверяют, что улица Заречная действительно существует, и даже показывают дом, в котором снимала комнату учительница Таня Левченко. Несмотря на то, что сюжет фильма придуман авторами от начала до конца, у главного героя — Саши — был реальный прототип. В то время знатному запорожскому сталевару Герою социалистического труда Григорию Пометуну было 28 лет. Его вызвали в райком партии и познакомили с Марленом Хуциевым. «Будет сниматься фильм о сталеварах, тебе надо помочь артисту войти в образ». Григорий Пометун и исполнитель роли Савченко Николай Рыбников сразу подружились. Может быть, помогло и то, что они были похожи, словно братья. Под руководством Григория актер даже поработал у мартена как настоящий сталевар, так что пот на лбу у героя фильма — вовсе не бутафорский.

Свою дружбу Григорий Пометун и Николай Рыбников пронесли через годы, часто встречались, а совместную фотографию хранили как самую дорогую (даже в зрелые годы сталевар и актер были очень похожи). В 1986 году Пометун возил группу передовиков по металлургическим предприятиям Урала и Сибири. На одном из заводов его обступили рабочие: «Рыбников приехал! А за какой фильм у вас Звезда Героя?» Жена у Григория работала вместе с ним в доменном цехе, а вот дочери стали учительницами. Не иначе, под впечатлением фильма.

«Весна на Заречной улице» создавалась два года, но выпустили картину в прокат с большим скрипом. В ЦК долго возмущались: «Сталевар-передовик, а у вас в фильме он выпивает, в школу через окно лазит, как малограмотный», но зрители приняли ленту восторженно. Эта картина стала символом обновления советского кинематографа. 29-летний Миронер , 31-летний Хуциев и 26-летний Рыбников создали первый фильм о рабочих без ложного пафоса и морализаторства. В 1957 году «Весна на Заречной улице» получила приз на фестивале молодежи и студентов в Москве. Благодаря этому фильму в Советском Союзе впервые появилось понятие «культовое кино».

Замечательную песню «Когда весна придет, не знаю», ставшую главной приметой фильма, написал Алексей Фатьянов на музыку Бориса Мокроусова. Фатьянов был актером Театра Красной армии, но он мечтал писать песни. И не напрасно. Тексты песен, вышедшие из-под пера Алексея Фатьянова, были необычайно популярными: «На солнечной поляночке», «Соловьи», «Где ж ты, мой сад», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?». В песне к фильму «Весна на Заречной улице» Фатьянову удалось то, что мало у кого получалось: он нашел такие искренние слова о мартеновских печах, о заводской проходной, что получились не социальные стихи, а высокая лирика. Поэтому песня живет по сей день, ее любят люди разных поколений.

Главную роль в фильме сыграла Нина Иванова. Во время съемок жители Запорожья были без ума от нее, все девушки города делали себе прически, подражая актрисе. После выхода фильма на экраны на Иванову обрушилась огромная слава. Восторженные поклонники со всей страны писали Нине письма, предлагая руку и сердце.

Хотя Нина Иванова — непрофессиональная актриса. В кино она впервые снялась в 10 лет, в военной драме о ленинградских детях. Затем Нина о окончила школу, поступила в мединститут. Однажды ее случайно увидел Марлен Хуциев и пригласил в сняться в «Весне...». Возможно, создать яркий и запоминающийся образ Татьяны Сергеевны помогла вспыхнувшая любовь между Ниной Ивановой и с оператором Радомиром Василевским. Создатели картины вспоминают, что «камера смотрела на актрису влюбленными глазами».

Казалось, после такого успеха Нине Ивановой обеспечена замечательная кинокарьера. Но все последующие ее роли не дотягивали до этой, «звездной». Потом стало сказываться отсутствие профессионализма. Фильмы «Киевлянка», «Наследники», «Любовью надо дорожить» не имели большого успеха у публики, их сильно критиковали в прессе. После картины «Серая болезнь», Нина Иванова навсегда оставила актерскую профессию. В это же время распался ее брак с Радомиром Василевским. После этого Иванова исчезла из поля зрения зрителей. Многие считали, что ее давно нет в живых. Однако Нина была жива. Она работала медсестрой в онкологической больнице, жила очень одиноко.

В 2001 году ее разыскал журналист Роман Побединский: « Нина Иванова слышать не хотела об интервью. Мы встретились мельком, возле метро. Седоватая и скромно одетая женщина с незнакомым лицом подошла ко мне. Она живет с сестрой, помогает ей и племянникам. Пенсии не хватает, поэтому вынуждена работать. «Таких, как я, забытых артистов, очень много. Не надо выделять меня одну. Чем я знаменита?» — ее взгляд был печальный. В нем ничего не осталось от прежней весенней ивановской киногероини Татьяны Сергеевны».

Нина Иванова никогда не смотрит прославивший ее фильм. Она просто выключает телевизор. Соседи по дому даже не знают, что Нина Георгиевна в прошлом была актрисой, т. к. Нина Иванова навсегда вычеркнула эту страницу из своей жизни. Но, несмотря на это, роль юной учительницы Тани Левченко в ее исполнении навсегда вписана в историю советского кинематографа.

Наталия ДОЛИНА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ