Широкий читательский резонанс вызвала наша публикация «Наталка, Запорожец и Тарас Бульба — последние из могикан» («День», № 52), в которой был поднят вопрос: «Будет ли звучать украинская классика и произведения современных авторов в оперных театрах нашей страны»?
Свое мнение по поводу нынешнего репертуара украинского театра высказала музыковед, преподаватель Национальной музыкальной академии Марианна КАРАБИЦ.
— Сегодня необычайно редки постановки произведений украинских авторов в оперных театрах, и это факт прискорбный, имеющий разновекторные причины, — считает Марианна Давыдовна. — С одной стороны, самые глубокие корни оперного репертуарного кризиса лежат еще в далеких и довольно печальных временах. Я имею ввиду постановления ЦК ВКП(б) 1946 г. об опере «Великая дружба» Вано Мурадели и украинский двойник того документа, когда тавро получили прекрасные произведения классической академической музыки. В «черные» списки попали выдающиеся советские композиторы: Шостакович, Прокофьев, Хачатурян, Мясковский, Лятошинский, Колесса, Глиер, Кабалевский, Симович, Бэлза, Таранов и др. С того момента только смельчаки брались за написание крупных музыкальных произведений. Трагедией обернулась премьера оперы Данькевича «Богдан Хмельницкий» (либретто написали Александр Корнейчук и Ванда Василевская). В газете «Правда» за 1951 г. критик камня на камне от постановки не оставил. Пострадали многие. Дальше на оперной ниве оставались только самые сильные духом композиторы. Это был Юлий Мейтус, Георгий Майборода, в 60-е к ним присоединились более молодые авторы. Самым ярким из той плеяды можно назвать Виталия Губаренко. Он написал много опер. В этом творчестве видел смысл жизни. Надо не забывать, что даже после хрущевской оттепели в генетическом коде украинских композиторов оставался страх написать что-то не то. Помнили, что можно пострадать и даже отправиться в места не столь отдаленные. Поэтому, если композиторы и обращались к опере как жанру, то предпочитали писать камерные сочинения, телеспектакли или монооперы. К последним можно причислить губаренковскую «Нежность». В 80-е годы музыковеды проводили анализ оперного репертуара и были удивлены, как много написано опер украинскими композиторами, хотя лишь единицы были поставлены в театрах. К сожалению, эта тенденция написания «в стол» продолжается и ныне.
С другой стороны, казалось бы, сегодня композиторам бояться нечего, но многие уже не хотят взваливать обузу на свои плечи. Тем более, что никто не даст гарантии, что написанное будет поставлено. Несколько лет назад в разных изданиях, словно по чьему-то заказу, вышли подборки статей. В них утверждалось, что Украина никогда не была и не будет новаторской музыкальной державой и что наш национальный репертуар вторичен по свое природе. Мысли очень страшные и неверные. Я, как профессиональный музыковед, считаю такие заявления глубоко ошибочными. Именно эти заявления развязали руки дирекциям оперных театров. И когда их упрекают, что в афишах вверенных им коллективов нет произведений украинских авторов, то они отмахиваются: «Нам нечего ставить!» Но ведь это неправда! У нас есть так много материала, что даже всем шести украинским оперным театрам можно на много лет вперед обновлять свои афиши. Причем замечательные сочинения не только классиков, но и современных авторов, которые так и не обрели своей сценической жизни, пылясь в архивах, а кое-что, к сожалению, мы уже безвозвратно потеряли.
Есть еще одна причина. Нельзя сбрасывать со счетов желание, а правильнее сказать, нежелание самих театров ставить произведения национального репертуара. Расчет идет на кассу. Предпочтение отдается тем сочинениям, которые можно показать на зарубежных гастролях. И пусть наши артисты часто выступают не в самых престижных залах, отдыхают не в комфортабельных гостиницах, ездят из страны в страну на автобусах — все равно каждый стремится попасть в зарубежное турне и заработать хоть небольшие деньги. Есть определенный заказ иностранных импресарио. Именно они диктуют, что хочет видеть и слышать их публика, а о желаниях и интересах украинской аудитории руководители наших оперных театров предпочитают не думать.
Еще один аспект. Оперные коллективы менее мобильны, чем симфонический или камерный оркестр. Там композитор принес написанное и может после нескольких репетиций услышать, что же у него получилось. А для того, чтобы музыкальная новинка превратилась в оперную постановку, нужны невероятные усилия. Как иллюстрацию могу привести почти шекспировскую историю, происшедшею с Иваном Карабицем. В 1982 г. он написал оперу-ораторию «Киевские фрески» — самое крупное произведение его жизни, которое создавалось несколько лет. Получилось оригинальное сочинение, с исторической ретроспекцией о нашей столице (от времен Киевской Руси до современности), видеорядом, спецэффектами, вокалом, хореографией. «Фрески» специально заказало Карабицу руководство киевской Оперы. Они были хорошо приняты худсоветом. Композитора поздравили с удачным сочинением. Эту оперу-ораторию даже хотели сделать музыкальной эмблемой Киева. И что же? В силу разных причин «Киевские фрески» так и не были поставлены в театре. Иван переживал, стучался в разные двери чиновников Минкульта, но... Шли годы. Муж стал мечтать о том, чтобы услышать свое творение хотя бы в концертном варианте. Это произошло в Колонном зале им. Лысенко. «Киевские фрески» великолепно исполнили капелла «Думка» и Национальный симфонический оркестр Украины. Но судьба так распорядилась, что премьера прошла 30 апреля 1986 г. — в дни чернобыльской трагедии... После этого Иван так больше и не услышал своих «Киевских фресок». А его фундаментальное композиторское сочинение так и не увидело достойного света рампы. Уже когда Иван был сильно болен, Олег Семенович Тимошенко (ныне экс-ректор НМАУ) спрашивал, что можно сделать, чтобы морально поддержать Карабица? Мы встретились с руководством «Думки» и решили, что «Фрески» обязательно будут исполнены, как только их коллектив вернется из зарубежных гастролей. Увы, не успели. Иван умер... После смерти Карабица мы стали искать партитуру, но до сих пор нигде не можем найти. Вот такая грустная история...
Я уверена, многие композиторы могут рассказать еще сотни разных историй о том, как их сочинения так и не обрели сценической жизни. Есть масса произведений, которые ждут и никак не дождутся своего часа быть поставленными в театрах. Да и зрители давно соскучились по украинским операм. А пока мы забываем то немногое из национальной классики, что еще сохранилось в репертуарах театров, и вбиваем гвозди в двери и окна, не пуская в оперные дома новые сочинения наших современников. А где же, если не в украинских театрах, должна ставиться и звучать украинская опера? Нам пора вытравить из себя «ген вторичности». Мы — великий народ и у нас есть произведения, которые должны знать не только в Украине, следует знакомить со своими лучшими национальными произведениями зарубежную аудиторию.