Черкассы. 1921 год. Театр им. И. Франко (по возрасту еще младенец) постигла катастрофа: его лидер Бучма внезапно покидает труппу, забрав к тому же от Гната Юры большое количество талантливых актеров. Путь «предателей» лежит в Херсон, где должна была гастролировать придуманная ими труппа «Театр-студия имени И.Франко».
Из книги Иосифа Гирняка «Воспоминания»: «Вагон «теплушка» продвигался медленно и застрял на запасных рельсах Знаменки. Художественный руководитель Амвросий Бучма не сумел совладать с присущей ему неврастенией и при случайном семейном споре покинул вагон, заявляя, что он с нами не едет. Я ринулся в темень вдогонку и горланил между вагонами, умоляя его не покидать компанию. Бронек Бучма был милый, веселый товарищ. На сцене прекрасный актер и партнер. Эта же выходка раскрыла страницу его характера, на котором было рискованно закладывать фундамент прочного здания. Рассчитывать на его устойчивость было опасно».
Беглецы были наказаны: проект провалился и его участники разбрелись разными театральными путями...
Можете заметить, что не этим славен актер А.Бучма, и будете правы. Но начали мы этот этюд именно так сознательно. Безмерное преклонение перед талантливыми людьми, особенно теми, которых именуют гениями, — вещь опасная — из жизнеописания исчезают краски живого человека...
Причудливые особенности своего характера Амвросий Бучма осознавал и потому с легким сердцем отдавал свой талант и творческую судьбу в надежные руки. Особенно счастливым чувствовал себя в творческом общении с Лесем Степановичем Курбасом в «Березолі». Исторический период некоторое время не портил гармонии их союза и позволил гениальному режиссеру и гениальному актеру неповторимо выразить себя на театральных подмостках... Горечь утраты друга и неповторимого мастера театра никогда не покидала Амвросия Максимилиановича.
У каждого, кто рассматривает эту редкую фотографию, возникает желание узнать, что же побудило А.Бучму использовать грим, воспроизводящий черты лица Л.Курбаса? .
...19 января 1937 года... У франковцев идет премьера не самой лучшей, скажем скромно, пьесы Александра Корнийчука «Банкир». Бучма играет главную роль Романа Кручи. Его герой возглавляет крупный банк. У него — взрослая и красивая дочь на выданье. Когда ей было три года, мать (ее имя символичное — Марина Тайга), не объяснив мужу причины, ушла из семьи. Через 16 лет они оказались рядом — в одном городе. Чувство любви не угасло, но старательно скрывается... И все же Роман Круча отваживается напрямую спросить, что стало причиной ее поступка. Марина листает свой старый дневник и начинает вслух зачитывать записи...
«Январь. Пятое число. Двенадцать ночи. «Сегодня снова устал — столько работы. Чаю не хочу. Иду спать»; Шестое. Утро. Ты плохо выглядишь. Обратись к врачу. Ну, я спешу...»; Седьмое число. Вечер. Одиннадцать часов. «Продвинул сегодня одно крупное дело и очень устал»; Восьмое число. Утро. «Собери чемодан. Сейчас уезжаю в командировку»; Пятнадцатое число. Два часа дня. Телефон. «Я приехал. С вокзала еду прямо в учреждение. Буду очень поздно».
И далее, далее, далее... Будто конца этому нет. Она читает. Он слушает.
Фотография точно зафиксировала состояние Бучмы-Кручи. На какой-то минуте он будто хочет закрыть уши. Глаза гневные. Боль от услышанного. Ненависть к себе. Злоба на жену: «Я падал от усталости, а ты писала дневник!».
...Корнийчук после войны создал для роли Макара Дибровы, которую играл А.М.Бучма, огромный слезный монолог. Старому шахтеру Макару Диброве передают истлевший ватник сына, замученного фашистами и брошенного в старую шахту. Артист отказался от монолога, оставив три слова, которые едва слышно выталкивал из уст, прижав к груди ватник погибшего: «Сын мой, сын»... Существует давний афоризм: «В молчании — крик»! Играя «Банкира», актер преодолевает не менее сложную задачу — жадно слушает объяснение Марины и без единого слова, молча, укоряет себя...
А относительно выбора портрета Курбаса для гримировки — он давал возможность ориентироваться и на внутренний мир легендарного Леся. Это вдохновляло актера точнее находить на сцене пластический и интонационный рисунок образа, придавать умозрительной пьесе убедительность жизненных ситуаций. Амвросий Максимилианович очень хорошо знал Леся Степановича и любил его — умного, красивого, задумчивого и вспыльчивого, однолюба, влюбленного в свою самую красивую избранницу, знал также гневным, уставшим от работы, видел в отчаянии, особенно в столкновениях с советскими невеждами...
Для Бучмы придать своему лицу схожесть с Курбасом — на то время репрессированным, но еще живым, — это было смелое и рискованное «превращение». Думаю, ему удалось соединить черты внешние с внутренней духовностью, максимализмом своего сценического героя. Это становилось спасательным кругом в художественной доработке образа, а кроме того — признанием в вечном почтении к другу и соратнику.
...Вроде бы никто и никогда не упоминал, во всяком случае, в письменном виде об этом по-бучмовски странном, экстравагантном театральном жесте. А разве не достойно это стать подарком бессмертному Бронеку в день его именин?