Этот конкурс существует с 1950 года и в нем принимали участие молодые музыканты всего мира. Каждый раз конкурс проходит в разных номинациях: фортепиано, клавесин, орган, скрипка, виолончель, вокал, флейта (номинации чередуются).
В этом году музыканты соперничали трёх категориях: фортепиано, клавесин, скрипка/барочная скрипка. За время существования баховского конкурса призовые места на нем завоевали и именитые украинские музыканты: Алексей Горохов и Лидия Шутко, а в 2000 году трое украинских клавесинисток получили специальный приз издательства «Бэренрайтер», знаменитого лучшими редакциями классических произведений...
Лейпциг — город, известный своими культурными традициями; он связан не только с именем Баха; здесь в разное время жили Мендельсон, Шуман, Шиллер. А под эгидой Лейпцигского Бах-архива находятся, кроме конкурса, фестиваль, исследовательский институт, уникальная библиотека, музей, который, как и офис конкурса, расположен напротив церкви, в которой работал и был похоронен великий композитор.
Ныне соревнования музыкантов проходили в самых престижных залах Лейпцига, в частности, в Гевандхаузе. Престиж конкурса определяется размерами премий (от 5 до 10 тыс. евро) и сложностью репертуара. Музыка Баха невероятно сложна, исследователи до сих пор продолжают находить в ней религиозную символику, закодированные имена, а выстроить композицию, услышать все многоголосие — большой труд для музыканта, отважившегося исполнять произведения Баха. Предварительный тур осуществлялся по видеозаписи и были отобраны конкурсанты. Музыкальные соревнования проходили в три тура (это около 2, 5 часов музыки). В программу которых входили, не только произведения Баха, но его предшественников и последователей: Ф. Куперена, В. Моцарта, Ф. Мендельсона, современное произведение (созданное после 1970 г.). В требованиях конкурса, кроме игры соло, музыканты выступали с оркестром и в ансамбле. А это представляет определенную сложность, т. к. клавесинист должен исполнять свой аккомпанемент двумя руками, в то время как композитором записана партия лишь одной руки (!). Исполнитель должен уметь расшифровать и сыграть гармонии, записанные цифрами (отсюда название «цифрованный бас»), украсив их соответствующими стилю импровизацией и орнаментикой. А солируя в сопровождении оркестра старинных инструментов, который традиционно играет без дирижера, задавать ритм и темп, чутко взаимодействуя с несколькими десятками оркестрантов. Таким образом музыкант демонстрирует владение разными исполнительскими формами, стилями разных эпох и даже разными видами инструментов. В распоряжении конкурсантов были клавесины нескольких разновидностей, каждая из которых соответствует определенному стилю: «итальянский» клавесин с маленькими клавишами и резким звуком, «французский» — больший по размерам и более мягкий по звучанию и др.
Характеризуя конкурс, принято говорить о заангажированности (или незаангажированности) жюри. Если судить о клавесинной группе, самой многочисленной из трех представленных на этом конкурсе (из 43-х участников 18 — ученики членов жюри). Их преимущества несколько ощущались при объявлении результатов промежуточных туров, а из девяти лауреатов три также имели отношение к судьям, являясь либо их учениками, либо участниками их мастер-классов. Впрочем, их достойный профессиональный уровень до известной степени снимал вопрос о судейской несправедливости.
В нынешнем конкурсе принимали участие две украинские клавесинистки, одна из которых в настоящее время учится в Париже, а другая — в Национальной музыкальной академии Украины. В изобилии было количество немецких конкурсантов, а также исполнителей из Японии и Китая, которые, достигнув солидного профессионального уровня, прочно обосновались в современной музыкальной среде. Россия была представлена лишь одной исполнительницей на клавесине, но в номинации «фортепиано» российских пианистов традиционно было множество.
Призерами в номинации «фортепиано» стали: Ирина Захаренкова, Эстония (1 я премия); россиянки Варвара Непомнящая и Елена Воротко; среди клавесинистов — итальянец Франческо Корти (1 япремия), финский исполнитель Илпо Ласпас (2 е место, приз зрительских симпатий) и представитель французской школы Франсуа Гуэррье, 3 я премия (места с 4 гопо 6 е также заняли европейскиеисполнители). Нет ничего удивительного в такой расстановке сил: ведь в Европе традиция аутентичного исполнения старинной музыки (т.е. на соответствующих инструментах и в соответствующей манере) развивается давно и беспрепятственно. Там старинной музыке посвящены целые учебные заведения, они в изобилии обеспечены инструментами — клавесинами, клавикордами, пианофорте (предшественник современного фортепиано), которые у нас до сих пор являются экзотическими для широкой публики. Впрочем, кафедра старинной музыки, которая существует в НМАУ за время своего существования не раз заявляла о себе: состоялось множество концертов, было сделано немало аудиозаписей, а студенты кафедры посещали конкурсы и фестивали, занимая там призовые места, участвовали в мастер-классах. Однако материальное положение украинских музыкантов не позволяет приобрести клавесин достойного качества. А всерьез совершенствовать мастерство, не имя собственного инструмента —трудно…
В скрипичной номинации победителями стали Эльфа Рун Кристиндоттир (Исландия, 1 е место;она же стала самой молодой финалисткой); Маюми Хирасаки, Япония (2 е место), и россиянин Дмитрий Синковский (3 я премия).
Впечатления от баховского конкурса и его нынешних лауреатов — самое высокое. Профессиональный уровень исполнителей старинной музыки в мире восхищает профессионализмом и мастерством. Очень понравился слушателям лауреат 2 й премии, клавесинист Илпо Ласпас. Он поразил публику ярчайшей индивидуальностью, темпераментом, искренней энергетикой, которые заставляли прощать ему порой дерзкие, недозволенные приемы игры на клавесине. А финалистка, занявшая 5 е место в категории«скрипка», японка Машико Шимада, понравилась благородной артистической манерой, умноженной на безупречное чувство стиля, качество и виртуозность игры...
Кстати, следует отметить высокую организацию конкурса. Его участникам разрешалось бесплатно посещать некоторые музеи: например, музей Баха и Музей музыкальных инструментов... В концерте, посвященном закрытию конкурса, принимали участие три разных оркестра — что также придает большой вес всему мероприятию. А на торжественном вручении призов директор конкурса Роберт Левин и один из членов жюри, пианист Малкольм Билсон выступили в дуэте: один играл на клавесине, другой на пианофорте. Очарование этого произведения, в котором два своеобразных тембра гармонично сплетались и перекликались, в очередной раз доказало, что классическая музыка неотделима от современности и она дарит незабываемы мгновения встречи с высоким искусством.