20 сентября в Концертном зале столичного Дома ученых НАНУ состоялся концерт, одновременно ставший презентацией компакт-диска «О, розкошная Венеро» та інші мелодії гетьманської доби XVI — XVIII ст.». На этот раз речь шла не об очередном эффектно преподнесённом явлении набившего всем оскомину развлекательного жанра. Это новая работа народной артистки Украины Нины Матвиенко и Ансамбля старинной музыки под руководством известного киевского лютниста, знатока и исследователя аутентичной музыки Константина Чечени. В альбом входят двенадцать украинских кантов (солирует Нина Матвиенко), а также девять инструментальных произведений — танцев той поры в исполнении Ансамбля старинной музыки.
Светские и духовные канты, исполнявшиеся на концерте-презентации, неожиданно подарили слушателю нечто давно желанное и искомое, но упорно отсутствующее на нашем музыкальном рынке. Несколько архаичные гармонии и тексты, сохранившие древнеславянский привкус, — это то, что до сих пор, пожалуй, невозможно было услышать нигде. А ведь как раз такая музыка для широкой аудитории по-прежнему остаётся «невписанной» в историю украинской музыкальной культуры. Ведь она заведомо не является «кассовой» и «рыночной», хоть вместе с тем надежно хранит корни нашего национального мелоса, саму душу украинской песни и издревле присущий нам, славянам, характер — уравновешенный и доброжелательный.
Ансамбль Константина Чечени в этом проекте не просто выступил аккомпаниатором Нины Матвиеноко. То, что делает Чеченя — это титанический труд: неисчислимые дни, месяцы и годы поисков, исследований и неумирающих надежд. Следует учесть, что такая музыка, как правило, доходит до нас в виде табулатур, появившихся в различных городах Украины, Беларуси, Польши, Литвы и переизданных за границей. Её не сыщешь ни в одном нотном магазине. А понять нотную запись той эпохи под стать разве что высококвалифицированному музыковеду. Все эти ипостаси — искателя, расшифровщика, музыковеда, музыканта- исполнителя и руководителя творческого коллектива — удачно сочетает в себе Константин. Сейчас готовится к выходу еще один альбом ансамбля.
Компакт «О, розкошная Венеро...» стал новой и необычайно интересной работой для Нины Матвиенко. В вокальном отношении певицей найден некий удачный компромисс между академизмом и народностью. Он наиболее полно соответствует экономной и сдержанной манере пения, которая была свойственна барочной вокальной школе, и позволяет постоянно выдерживать ноту доверительности и задушевности. Мелодии кантов подкупают чарующей простотой. Они настолько трогают душу, что таящаяся в них сила женственности и любви как раз являет нам некую первозданную духовную силу, которая, увы, подзабыта и растрачена нами в вихрях прошедших с тех пор столетий. Настоящим потрясением стал духовный кант «Ісусе Христе, Господи мій». Его религиозный пафос и яркий, выразительный мелодизм оказались вне времени и прозвучали так, будто призваны поразить в самое сердце именно сегодняшнего слушателя. На фоне лаконичного аккомпанемента певице удалось здесь выстроить убедительный звуковой образ: скорбно и строго.