Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Главное — знать, для чего живешь

Беседы о театре с Эдуардом Митницким
29 ноября, 2011 - 20:52

Книгу издательства «LP MEDIA» совместно с журналом «Радуга» как ни крути, а глаза автора с ее обложки смотрят прямо в твои глаза. Мудрым, всепонимающим и слегка печальным взглядом. И название соответствует почти библейскому облику режиссера — «Знать, для чего живешь...». В книге собраны «Интервью, размышления, беседы, и все о театре с Эдуардом Митницким» (она открыла культурологическую серию «Зрительный зал»).

К имени Эдуарда Марковича Митницкого — художественного руководителя Киевского театра драмы и комедии на левом берегу Днепра, профессора, народного артиста Украины и России — можно всех этих высоких званий и не добавлять. Потому что авторитет мастера в театральном мире очень высок. Его жизнь в искусстве исчисляется десятилетиями, количество созданных спектаклей перевалило за сто пятьдесят (!), не менее солидное и количество учеников, которых Эдуард Маркович благословил на эту сложнейшую профессию.

Постигать таинство театра Митницкому помогает философский склад ума. Режиссер без устали размышляет над величием бытия, работает над систематизацией явлений искусства, соотнося их с собственными постановками, находится в постоянном поиске неуловимой сути искусства сцены. Этому посвящена жизнь одного из интереснейших театральных режиссеров нашей современности. Эти темы становятся ключевыми в новой книге. Выстроена она в виде собрания важных для Эдуарда Марковича интервью, в которых он высказывает основополагающие для себя мысли, размышляет о жизни, о культуре, о времени, о театре. Подобная форма интересна тем, что дает возможность знакомства с героем во множественных ракурсах, в сменах планов и тем.

Со страниц книги предстает разный, неожиданный, многосторонний Митницкий, его личность проявляется в своеобразном крупном плане, приобретает нужную объемность. Даже в том, что он не стал писать эту книгу от первого лица, а дал возможность проявиться индивидуальности ряда украинских журналистов, есть мудрость и благородство Эдуарда Марковича.

«Театр — производное от жизни. Он никогда не поворачивал ее, не редактировал и не изменял! Такое за пределами его возможностей, да и возможностей искусства в целом. Но в то же время... Можно ли всерьез говорить о творчестве без потребности в осмыслении мира? Только когда пытаешься осмыслить мир, и можно «увидеть» свою, личную панораму жизни. И только «услышав» в душе отклик и на произведение, ощутить потребность внести и свой пай в расстановку «действующих лиц» в земном пространстве. И, наконец, лишь тогда приходишь к необходимости противостоять злу». «Героем должен и может быть каждый человек. Каждый раз героев создает эпоха. Сейчас герой кто у нас? «Крутые». И дворовые пацаны им подражают. А надо искать героя вечного, а не нового и сиюминутного», — говорит Митницкий.

Хотя интервью, авторские статье, эссе, стенограммы круглых театроведческих столов расположены в производном порядке, сюжетная линия повествования, с определенными эмоциональными пиками, все же прослеживается. Это рассказ о самом близком человеке — жене Елене Вериковской, встречу с которой Эдуард Митницкий считает главным событием своей жизни; о людях, на общение с которыми особенно откликалась его душа, — Леониде Варпаховском, Аде Роговцевой, Анатолии Салынском, Леониде Жуховицком, Исааке Трахтенберге, Мите Лазорко...

Важная, во многом определившая дальнейшую судьбу режиссера, веха — спектакль «Варшавская мелодия», которая «оставила много рубцов в душе», выходила с огромными трудностями, а после премьеры обрушился шквал заказных идеологических статей. Но именно эта постановка стала знаковой в судьбе не только режиссера, но и актеров (роль Гели, по словам Ады Роговцевой, «озвучила всю жизнь»), на сцене Театра русской драмы им. Леси Украинки спектакль прошел 670 раз (!), а география гастролей — весь бывший СССР. И везде аншлаги...

Ныне Театр на левом берегу, который возглавляет Митницкий, — один из лучших в нашей стране. Из этой книги, для тех, кто знает Эдуарда Марковича, еще яснее проявится масштаб его творческой и личностной сущности. «Эмоции и впечатления я скорее не «черпаю», а генерирую — на антагонизме к существующему витку истории». Для тех, кто лишь готов открывать для себя Театр Митницкого, интересными будут его размышления о природе актерской игры, об особенностях режиссерской школы, о философии театра и жизни, о том, как суметь сделать «брендом», гарантирующим качество, такое понятие, как «человеческая душа». А в разделе фотоиллюстраций можно будет увидеть режиссера в окружении друзей и коллег, фотографии его спектаклей разных лет.

Эта книга — не первая у Эдуарда Митницкого, и хотя мастер знает, для чего живет, есть еще в жизни тайны, которые еще предстоит постигнуть. Ведь даже сейчас на вопрос: «Как вы пришли в профессию?», он отвечает: «Я до сих пор к ней иду»... Значит, будут и новые книги мастера режиссуры.

Алла ПОДЛУЖНАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ