Это вокальное соревнование посвящено 100-летнему юбилею выдающегося украинского певца Бориса Романовича Гмыри (1903—1969), который Украина отмечала в прошлом году.
Борис Гмыря — один из тех великих, чьи имена олицетворяют удивительный талант и недосягаемое мастерство в вокальном искусстве. Среди них К.Ферриер, М.Каллас, Э.Карузо, Ф.Шаляпин, Д.Фишер-Дискау и другие. Диапазон и богатство его голоса, официально классифицированного как basso-cantante, а неофициально как basso-absoluto, не имели ограничений. Гмыря с легкостью исполнял и баритоновые, и теноровые партии. Репертуар его был огромен: помимо 40 оперных партий и множества фрагментов опер, он содержал несколько сотен камерных произведений. Манера пения Гмыри объединяла все незаменимые составляющие настоящего искусства: артистический темперамент, чувство меры, вкус и мастерство, внимание к деталям — слову, дикции, фортепианному сопровождению. Музыкантский интеллект сделал исполнение Бориса Романовича эталонным для многих поколений коллег и почитателей великого артиста. И это при том, что потрясающе одаренный певец начал свое музыкальное образование, уже перешагнув тридцатилетний рубеж! Проработав многие годы в лучших оперных театрах СССР, завоевав множество наград и званий, прославленный артист активно гастролировал. Уважение вызывает его независимость от сиюминутных благ повседневности: признанию официальному Гмыря предпочитал признание народное. По меткому выражению Д.Бухина, «Гмыря является самой национальной идеей, так необходимой сейчас независимой Украине».
Творчество музыканта-исполнителя — вещь хрупкая. Стоит уйти со сцены — его великолепие меркнет, и лишь сравнительно недавно благодаря аудиозаписи мы научились продлевать жизнь этого прекрасного, самого живого, самого человечного искусства. Благодаря жене Бориса Гмыри, Вере Августовне, его творчество существует для нас до сих пор. Это почти 600 записей камерных произведений (290 украинских народных песен и романсов, 179 русских и свыше 100 западных песен и романсов, 75 оперных арий, 85 фрагментов из вокально-сценических и симфонических произведений); 30 трансляционных концертов и четыре вокальных цикла. Гмыря оставил после себя также 150 рукописей научно-популярных и художественных статей; восемь тетрадей-дневников объемом 1865 стр. (1939—1969 гг.); семь тысяч писем…
КОНКУРСАНТЫ И ЖЮРИ
В конкурсе принимали участие вокалисты всех голосовых категорий и разных национальностей: певцы — в возрасте от 25 до 36 лет, певицы — от 20 до 35 лет. Этот возраст предполагает равновесие расцвета таланта и творческой энергии, юношеского энтузиазма и профессионального мастерства, и, стало быть, дает исполнителям возможность проявить себя наилучшим образом. Кроме того, участников мобилизует как высокий профессиональный уровень конкурентов — одаренных и опытных музыкантов, так и требовательность жюри, состоящего только из знаменитых мастеров вокального искусства. Возглавил жюри наш выдающийся соотечественник Анатолий Кочерга (бас), который, завоевав признание на родине, уже более десяти лет поет в Венской опере. Искренний и эмоциональный, великолепный артист и харизматичный человек, он описал свою работу в жюри так: «Я сам себе завидую, что принял участие в этом конкурсе. Я оценивал сердцем... Жюри работало так красиво, в дружеской, почти семейной обстановке! Мы были единодушны». Кроме того, в состав жюри вошли: Валерий Буймистер и Лев Венедиктов (Украина), Елена Заремба (Россия—Люксембург), Галина Писаренко (Россия), Михаэль Стрихарж (Германия), Вольфганг Хартл (Австрия). Работа этих многоопытных и заслуженных музыкантов в качестве членов жюри больше напоминала отечески внимательную работу педагогов с учениками, чем строгое и равнодушное судейство. На заключительной пресс-конференции члены жюри обрисовали проблемы современной украинской вокальной школы (глава жюри отметил несовершенство дикции, особенно в пении на иностранных языках, и недостаток чувства стиля, присущие некоторым исполнителям) и высказали пожелания, выполнение которых могло бы вывести украинских певцов — обладателей лучших в мире голосов — к еще более высоким вершинам профессионализма.
В.Хартл убедил всех в объективности конкурса таким забавным примером: «Биографии участников в буклете изложены по-украински, поэтому я не могу прочитать о прежних творческих заслугах конкурсантов, и все они для меня равны».
ПРАВИЛА
Так как конкурс проводится впервые, сложность этого «дебюта» в том, чтобы провести столь масштабное мероприятие на должном уровне. Это вполне удалось: все правила — в лучших традициях самых престижных конкурсов мира: три тура, три призовых места плюс Гран-при. Впрочем, в наш меркантильный век уровень и, престиж конкурса определяется прежде всего, призовым фондом, а уж потом — составом и авторитетом жюри, конкурсными требованиями, количеством туров… С этой точки зрения все тоже организовано более чем достойно: к примеру, Гран- при конкурса составляет 10 000 долларов.
Надо сказать, что сама идея музыкального конкурса парадоксальна уже тем, что в области искусства невозможны универсальные критерии отбора лучших. Любое качество исполнителя может быть по-разному истолковано. Профессионализм, талант, сценическое обаяние и артистизм, философия и техника, наконец, исполнительская форма — все эти общие понятия для каждого из судей, не говоря уже о зрителях, наполнены конкретным и субъективным смыслом. Однако слушатели, не связанные узами личной дружбы с участниками конкурса (т.е. не предубежденные) на протяжении конкурса соглашались с оценками жюри, что для такого масштабного и открытого широкой публике конкурса редкость.
ПРОГРАММА
Огромным плюсом конкурса — уж для слушателей во всяком случае — стала его программа, где преобладают камерные произведения. Не ограничивая конкурсантов излишне жесткими рамками, требования к программе все же охватывают самые разные образцы вокальной музыки: произведения композиторов XVII—XVIII вв., украинские, русские и зарубежные песни и романсы, а также исполнение вокального цикла. Это программа изысканная, даже элитарная: ведь камерно-вокальный репертуар — это необъятная сокровищница изумительных шедевров самых лучших, самых одаренных композиторов. Заурядный конкурс всегда предполагает эффектность, пышность, своего рода щегольство. Здесь же безоговорочно царил хороший вкус; отточенное упорными занятиями мастерство оценивалось выше, нежели просто врожденный «хороший материал» (так обычно называют голос сам по себе, то есть, образно говоря, полено, которое еще не превратилось в изделие умельца). Более того, конкурсантов не «наказывали» за случайные ошибки, которые иногда случались с ними на сцене; это позитивно выделяет конкурс среди других, где великолепный музыкант, взявший не ту ноту, нередко проигрывает малоодаренному, но добросовестному «технарю». Камерный репертуар менее эффектен и во многом более труден для вокалиста, чем, например, оперный. Разница между первым и вторым такая же, как между сольной инструментальной игрой и игрой с оркестром — больше возможностей показать силу голоса, размах, масштаб. Камерная же музыка требует безукоризненного вкуса, чувства стиля, культуры исполнения. Увы, эта культура нередко отсутствует у вокалистов; например, если певец от природы одарен сильным голосом, то от издаваемых им звуков слушателей прямо-таки сдувает, и количество децибел не уменьшается ни на миг. Камерные же произведения мгновенно изобличают неумение исполнителя владеть голосом, а главное — проникать в самую суть музыки.
ПОБЕДИТЕЛИ
Дипломы получили украинцы Виктория Осадчук, Наталия Пелих, Юрий Миненко; третье место заняли Татьяна Треногина (Россия), украинцы Дмитрий Агеев и Николай Шуляк, второе — Татьяна Ганина и Юрий Барков (Украина), первое — россиянка Анастасия Бакастова и киевлянин Сергей Ковнир. Единогласным лидером и обладателем Гран-при стал Максим Пастер. Уроженец Харькова и призер бесчисленных конкурсов, он поразил всех. По поводу его пения разногласий не было ни у жюри, ни у публики. Дипломами и призами награждены были и лучшие концертмейстеры конкурса.
И ничто так не указывало на объективность и честность жюри, как финальный концерт победителей. Чем больше он приближался к триумфальному завершению, тем сильнее было впечатление. Если, слушая первые выступления, можно было отмечать интересные находки, удачные исполнительские приемы и яркие музыкантские качества, то далее уже происходило нечто внерациональное — шевелилась душа, на глазах появлялись слезы… Все сильнее действовало обаяние певцов. И наконец, совершенно потрясло выступление Максима Пастера. Он очаровал всех своим исполнением «Сатир» Шостаковича на сл. Саши Черного и украинской народной песни «Ой полечко-поле» (без сопровождения фортепиано). Это было нечто вроде массового гипноза: Пастер погружал всех присутствующих в то состояние, в которое хотел. Слушать его было завораживающе интересно, и эта магия прочно покоилась на необыкновенном актерском мастерстве, артистизме, умении. И нельзя не признать, что главная цель конкурса — выявление талантливой творческой молодежи — с блеском достигнута.
СПРАВКА «Дня»
Конкурс проходит на базе Национальной филармонии Украины и Национальной музыкальной академии Украины им П.И.Чайковского. Он будет проводиться раз в три-четыре года. Организаторы конкурса — Министерство культуры и искусств Украины, Киевская городская государственная администрация, Государственное предприятие «Україна мистецька» и Фонд Бориса Гмыри.