Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Год Сергея Прокофьева

На 120-летний юбилей гения мировой музыки XX века Украина откликнулась целым рядом творческих мероприятий и даже присвоила его имя Донецкому аэропорту
28 декабря, 2011 - 21:11
ФОТО С САЙТА INTOCLASSIK.NET

Первые жизненные и творческие шаги выдающегося композитора, пианиста, дирижера начинались на степных землях Донетчины. «Мне она приходится родиной моей», — писал в автобиографии Прокофьев о Солнцовке, где он родился и жил свои первые 13 лет (в настоящее время это село Красное Красноармейского района Донецкой области). А свое решение выехать в 1918 г. в Америку сопровождал в письме комментарием: «Может случиться так, что американцы и смотреть не пожелают на русских сепаратистов, но я уроженец лояльной Украины».

Истоки творчества композитора — в Солнцевке, само название которой символично. Солнечный свет детства он пронес через всю свою нелегкую жизнь. С солнцем сравнивали Прокофьева его выдающиеся современники: Стравинский, Маяковский, Шаляпин, Мясковский. А поэт Бальмонт откликнулся на Третью фортепианную сонату метафорой: «И в бубен солнца бьет непобедимый скиф». Название своего личного альбома Прокофьев тоже связал с солнечным светилом — «Что вы думаете о солнце?»

В Солнцовке начались музыкальные занятия и первый творческий опыт Сергея: до 12 лет он стал автором трех опер и нескольких десятков фортепианных «песенок». Здесь начались его профессиональные занятия с Р.Глиэром. Впоследствии Глиэр вспоминал, что часто слушали с Сергеем «гармоничные звуки прекрасных украинских песен. И мне кажется, эти детские впечатления должны были глубоко запасть в душу чувствительного ко всему прекрасному мальчика». Прокофьев подтвердит: «Возможно, подсознательно эти песни проникли в меня».

Яркие детские картины бескрайних степных просторов, хранившие тайны древнейшей культуры, отобразились впоследствии в знаменитой «Скифской сюите», которую Прокофьев написал на основе своего балета «Ала и Лоллий» по сюжетам скифской мифологии. Теплом воспоминаний о степных просторах и их звонкими песнями согрета опера «Семен Котко». Вместе с гениальным украинцем — хореографом Сергеем Лифарем композитор создал в 1930 г. в Париже балет «На Днепре». (В гранд-опера он был переименован в древнее название Днепра «Борисфен».) Интонациями украинского фольклора наполнена музыка Прокофьева к киноленте украинского режиссера И.Савченко «Партизаны в степях Украины» и к фильму «Котовский» (одной из главных мелодий является песня «Ой, ти Галю»).

В 1916 году, по инициативе и под руководством Р.Глиэра, тогда уже первого директора Киевской консерватории, 25-летний композитор с большим успехом исполнил в Киеве свой Первый фортепианный концерт. Тогда же он играл и для студентов консерватории. В то же время в Киеве, как и везде, где звучала его музыка, Прокофьев почувствовал непонимание и враждебное отношение тех, кто воспринимал композитора как «музыкального варвара и разрушителя традиционных устоев».

Во время приезда Прокофьева на Родину в 1927 и 1934 гг. его триумфальные выступления проходили также в Киеве. Тогда же композитор передал Библиотеке Академии наук свою фотографию с дарственной надписью и рукописью лирического фрагмента из Первого квартета. В те годы только Киевский оперный театр осмелился поставить один из самых дерзких его сценических экспериментов — балет «Шут» (1928). Правда, за вроде бы «политическую близорукость, навязывание зрителям упадочнического буржуазного искусства и формалистического действа» балет сняли из репертуара, а его постановщика М.Дисковского освободили от должности. Также в Киеве состоялись одни из первых постановок шедевра Прокофьева «Золушка» (1948) и грандиозной музыкальной эпопеи «Война и мир» (1956). Именно в Киеве нашел одно из первых в СССР сценических воплощений балет-гротеск «Подпоручик Киже» (1964). А спектакль Киевской оперы «Ромео и Джульетта» был отмечен в 1991 г. золотой медалью Всемирного Совета танца ЮНЕСКО как лучшая сценическая интерпретация этого балета.

В честь юбилея композитора Представительство Россотрудничества в Украине и Национальный комитет Украины Международного Музыкального Совета организовали «Киевский сезон С. С. Прокофьева». Идея проекта и его организация принадлежит директору культурных и образовательных программ Представительства Людмиле Чижовой и автору этих строк.

На протяжении трех месяцев в музыкальных театрах и концертных залах столицы звучали оперно-балетные, симфонические и камерно-инструментальные произведения композитора. В частности, на сценах Национальной оперы и Театра оперы и балета для детей и юношества оживали бессмертные «Ромео и Джульетта», «Золушка», симфоническая сказка «Петя и волк». В Национальной филармонии известные солисты О.Полянский, Э.Болквадзе, Е.Румянцев и ведущие оркестры Украины — Национальный симфонический под руководством Натальи Пономаренко и Владимира Сиренко, Симфонический оркестр Национальной филармонии под руководством Николая Дядюры презентовали все пять фортепианных, а также скрипичный, виолончельный концерты и шестую симфонию Прокофьева.

В рамках «Сезона» состоялись также уже традиционные для Киева «Декабрьские вечера» — 10 концертов и кинолекторий «Фильмы с музыкой Прокофьева». В залах Русского центра культуры и науки все поколения киевской исполнительской школы — ученики и студенты Школы им. Н. Лысенко, Музыкального института имени Р.Глиэра, Национальной музыкальной академии имени П.Чайковского и уже известные солисты посвятили свои концерты «Памяти Прокофьева». Прекрасные музыканты квартета PostSkriptum и фортепианный дуэт А.Зайцева — Д.Таванец открыли для слушателей произведения композитора, которые почти не исполняются на концертной эстраде. Поразила музыкально-литературная, с кинофрагментами, композиция «Война и мир». Ее представили М.Гаврилюк и автор — чрезвычайно талантливый пианист А.Ляхович, который переложил оперную партитуру Прокофьева для фортепиано. Роскошно оформленная книжка-буклет «Киевский сезон С. С. Прокофьева» рассказывает о связях композитора с Украиной, об истории постановок его произведений в Киевских театрах и об участниках мероприятия.

В прошлом году «Киевский сезон» организаторы посвятили 170-летнему юбилею П.Чайковского. В следующем году «Киевский сезон» будет воздавать почести Николаю Лысенко. Ведь в 2012 г. исполняется 170 лет со дня рождения классика украинской музыкальной культуры.

Леся ОЛЕЙНИК, искусствовед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ