Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Гол в ворота времени

Художник Евгений Петров показал на новой выставке спортивную трагикомедию
19 декабря, 2018 - 10:57
«ПРЫГУН». РАБОТАЯ НАД ПРОЕКТОМ «ТАК ДЕРЖАТЬ!», ПЕТРОВ ВЫБИРАЛ ТЕ ВИДЫ СПОРТА, В КОТОРЫХ МНОГО ДИНАМИКИ

Реслер перебрасывает соперника, бобслеисты почти летят вперед, ватерполист лихо пасует мяч, прыжок атлета на невиданную высоту — сплошные рекорды, дворовые и международные, и только боксеру, кажется, не повезло: его нокаутируют, лицо словно сожмакано, улавливается схожесть с картинами Френсиса Бекона. Так выглядят персонажи выставки одесского художника Евгения Петрова «Так держать!», которая проходит в киевской галерее «ЦЕХ» до 29 декабря. Художник сначала изобразил спортсменов в акварели, а затем по сюжетам этих рисунков сделал скульптуры из глины, дерева, металла и эпоксидной смолы. Причем несчастливого боксера он лепил из себя. Зачем эти жертвы и вообще откуда такая любовь к спорту, Евгений рассказал «Дню».

БАБУШКА

— Моя бабушка всю жизнь преподавала в школе физкультуру, и я с раннего детства подвергался пыткам зарядкой и тому подобное. Более того, я ходил в школу, где она работала. Дома у меня были вымпела, значки ГТО (напомним, эта аббревиатура как определение единой программы физкультурной подготовки в СССР расшифровывается как «Готов к труду и обороне». — Авт.), лежали маты. Еще бабка принесла домой теннисный стол, и я начал заниматься настольным теннисом. Шесть лет проходил на теннис, спорт меня очень интересовал, серьезно занимался, на соревнования ездил. Но потом упал с дерева и из-за травмы позвоночника не смог продолжать занятия. Однако после этого начал рисовать и пошел в художественную школу.

РЕКОРДЫ

— Я хотел посвятить какую-то свою выставку именно спортсменам. Сравнивал жизнь художника и спортсмена и пришел к выводу, что художникам ведется лучше. Трагическая судьба спортсмена, который всю молодость посвящает тренировкам, ежедневно ходит на занятия, придерживается диеты, не уделяет время друзьям, потому что свободного времени, как правило, нет. Потом спортсмен, как правило, ставит какие-то рекорды, и через десять дней его забывают, жизнь идет дальше.

Это, как выставка у художника: ты все готовишься, готовишься, потом один день — большая радость, открытие. Но художнику проще: ты выставку сделал, какие-то работы очень удачные, какие-то — очень неудачные, тем не менее, если их купили у тебя — хорошо, и невозможно все это перепрыгнуть. Искусство — это же не олимпиада с первыми местами. В спорте у тебя есть рекорд, в одну минуту ты на высоте, а потом раз — и пошел спад. Рекорд обязательно бьют, ты, например, идешь заниматься тренерством, а у кого-то депрессия, кто-то начинает пьянствовать. И куда девать эту медаль? Тогда как художник может и в 90 лет рисовать хорошие картины.

ТУРНИКИ

— Напротив окна моей квартиры в Одессе школьный двор, и я вижу, как на турники приходят заниматься ребята, качаются там. В мою молодость мало кто был спортсменом, немногие пытались нарастить себе мышечную массу. Были гопники, которые занимались отбиранием денег без особых физических усилий: они беседовали с человеком, и тот сам их отдавал. Сейчас убеждать не получается, нужно прилагать физические усилия. Да и девушку хочется повести в кафе, кино — денег нет. Как привлечь ее внимание? Мышцами. ПТУ закрыли, и эти ребята не учатся, а ходят и качаются. Кто работает, кто нет, но сейчас в этой среде обязательно нужно, чтобы тело было красивое. И каждый, кто приходит на этот турник, фотографирует себя.

Социальные сети дали толчок к тому, чтобы человек развивался в плане физической культуры. Ему нравится фотографировать себя, или друг его фотографирует, тут же это выкладывается в сеть, чтобы оставить таким образом след после себя. Умом в соцсетях особо не блеснешь, а тут фото — смотрите, чего я достиг за полгода. Сегодня это приобрело масштабные размеры: на всех турниках занимаются подростки, качаются все поголовно.

«БОКСЕР»

— Не понимаю, как можно прийти, предварительно увидеть человека и потом его бить, причем достаточно жестко. Это превращается в непонятное месиво. Я не считаю бокс спортом. Для меня это просто выброс энергии, злобы, негатива на соперника. Нет соревнования как такового, просто мордобой. Человек сбрасывает с себя негатив — даже если в итоге побили его, и идет. Нет радости победы.

ХОТЯ ЕВГЕНИЙ ПЕТРОВ НЕ СЧИТАЕТ БОКС СПОРТОМ, ПО ЕГО МНЕНИЮ, ЭТО ПРОСТО ВЫБРОС ЭНЕРГИИ И ЗЛОСТИ НА СОПЕРНИКА, «БОКСЕР» ЕСТЬ СРЕДИ ГЕРОЕВ ЕГО ВЫСТАВКИ. БОЛЕЕ ТОГО, ФОРМУ ДЛЯ СКУЛЬПТУРЫ БОКСЕРА ХУДОЖНИК СНИМАЛ СО СВОЕЙ ГОЛОВЫ

Не думал, что мой боксер получится ужасающим, я же с себя его делал. Моя девушка помогла снять форму с головы, а затем я поломал этот слепок и делал боксера. Ломать такой слепок странно. Раза четыре интерпретировал его по-разному, менял ноздри, перекрашивал, хотелось меньше крови и избиения, чтобы он был какой-то легкий, ненавязчивый, но получил такое...

ТИПАЖИ

— Я выбирал те виды спорта, которые могу передать в движении, чтобы скульптура была динамичная. То же самое с акварелью. Готовя выставку, смотрел фотографии с первых зимних Олимпийских игр, которые состоялись в 1924 году, и обратил внимание, что их участники по нынешним спортивным меркам уже старички. Спортсменам, которые занимали первые места, на вид дашь 50 лет. Я начинал как раз со спортсменов на той первой Олимпиаде, мои бегуны на коньках сделаны по фото того времени, они с усами, старенькие. Потом все спортсмены становятся моложе и моложе.

ПРИЕМЫ

— Сначала я делал акварель, а затем то, что нарисовал, пытался передать в 3D, в объеме — уже с рисунка лепил скульптуру. Также поставил себе задачу сначала нарисовать к акварели эскиз, хотя делаю это очень редко.

Вообще, чтобы максимально передать в акварели объем, нужно слепить персонажа, потом эту форму я вижу в объеме — и мне легче ее нарисовать. Здесь наоборот, и как этот «плоский» человек на акварели выглядит сзади, представить сложно. В художественной школе у нас были такие задания: нам давали большие стенные часы, и вот нужно было представить механизм, который находится внутри.

В акварели проще фантазировать. На листе ты можешь что-то добавить, убрать. А вот скульптура должна быть настолько целостна... Делать скульптуру мне намного сложнее. Мало того, что она должна быть целостной, но и также лаконичной, без лишнего — нужно показать мышцы, носы, глаза, руки, и это не должно дробиться.

ПОДСТАВКИ

— Мне интересна скульптура, потому что я могу использовать разные фактуры. Очень не люблю такие работы: литая подставка из бронзы и бронзовая фигура. Мне нужно, чтобы был конфликт фактур и материалов.

Кстати, практически все свои подставки для скульптур я нахожу на улице, и на этой выставке есть то, что выбросило море. А, бывает, что-то на пляже ремонтируют, и я беру кусок дерева на подставку. Нахожу подставку и придумываю, какая на ней будет скульптура. Иногда вылепишь скульптуру и видишь, что это — обычный себе человек, нужно добавить ему какие-то черты. Тогда ломаешь работу и соединяешь части снова, но иначе. Часто я уже слепленную скульптуру выламываю, чтобы было нестандартное движение.

МОМЕНТ РАДОСТИ

— Когда родители приводят ребенка на спортивную секцию, он начинает изо дня в день заниматься, потом это входит в привычку, укореняется — и ты уже подсаживаешься на спорт. Когда ты принял участие в первых соревнованиях, начинается азарт: смогу ли я у этих вот ребят выиграть. И опять-таки, достижения... Как по мне, художники, спортсмены, музыканты, актеры, ученые — мы можем соревноваться с кем угодно во всем мире.

Каждый раз, когда лепил, думал о судьбе этих спортсменов, как им жить после 30. Это радость до какого-то момента, а потом... Впрочем, этот момент радости я и оставил.

Мария ПРОКОПЕНКО, «День». Фото предоставлены галереей «ЦЕХ»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ