«Если бы я имел еще одну жизнь — я бы продолжал учиться петь», — это слова одного из наиболее выдающихся певцов XX века, легенды мирового оперного искусства Марио дель Монако. Их считает своим творческим кредо и профессор Львовской национальной музыкальной академии, композитор и солист Львовского театра оперы и балета им. С. Крушельницкой Игорь Кушплер. Недавно певец отпраздновал свое 60-летие.
Сейчас каждый день Игоря Федоровича расписан почти по минуте. Кушплер сознается, что по-разному мог сложиться его творческий путь. Тягу к музыкальной науке он почувствовал еще в юности: проявил характер, настоял на том, чтобы достичь своего. Было время, когда певец тесно дружил с Владимиром Ивасюком (Кушплер стал первым исполнителем многих его песен, таких как «Нам спокій, друже, тільки сниться», «Літо пізніх жоржин», «Тільки раз цвіте любов», «Народження дня», «Відлуння твоїх кроків»); много гастролировал, мог сделать карьеру популярного сольного исполнителя. Его приглашали на работу в Киев — солистом Дома звукозаписи. В тот момент свою роль в том, что Игорь Кушплер, немного поколебавшись, таки выбрал оперу, сыграл Владимир Ивасюк, который посоветовал прислушаться к себе, к тому, что близко. Желание жить в согласии и честности с собой — является важным фундаментом теперешней уверенности, сильного и приятного ощущения: сожалеть не стоит.
Много теплых воспоминаний о тех молодых годах Игоря Федоровича связано именно с Владимиром Ивасюком. Он помнит его «человеком искренним, прямым, способным на самоотверженный, жертвенный, вдохновенный, а поэтому тяжелый труд. Ивасюк был чрезвычайно пунктуальным, человеком слова; мог работать целую ночь, но на утро не позволял себе перенести встречу, всегда выполнял обещанное. Такой преданности делу, которым занят, стоило бы поучиться», — вспоминает И. Кушплер. — «Рано забрали у нас Ивасюка, а он мог, он хотел еще так много сделать для украинской песни, развития нашей культуры. Поэтому и мы должны делать то, что в наших силах, плодотворно работать каждый на своем месте. Для нас важно сейчас пропагандировать украинскую музыку, песню, оперу, налаживать связи с мировыми театрами. Это конечно сложно, ведь нет соответственной базы. Да, Владимир Гришко пробовал кое-что делать в этом направлении, но и у него не хватило сил. В конечном счете, этим должны заниматься не певцы, а менеджеры, администраторы, которые имеют налаженные контакты. Незаурядным достижением для Львовской оперы является с недавних пор ее членство в международной организации «Опера Европа», что в будущем обещает хорошие перспективы для наших певцов и артистов балета, облегчит организацию гастролей, международные обмены».
К своему юбилею Игорь Кушплер выбрал «Украденное счастье» — спектакль основателя украинской оперы Юлия Мейтуса. Партия Михаила Гурмана близка Игорю Федоровичу. Певец видит своеобразное родство судьбы Ивана Франко и своей судьбы, ведь Иван Яковлевич тоже приехал во Львов из провинции, юношей, всего достиг собственным трудом и талантом. Кстати, немалым счастьем в жизни Игоря Кушплера является его продолжение в детях. Дочки-близнецы Елена и Зоряна воспитывались в музыкальной семье, их мать, жена Игоря Федоровича, Ада — декан вокального, дирижерского и факультета народных инструментов ЛМА. И такая атмосфера, вне всяких сомнений, не могла не оставить свой отпечаток на будущем девочек, хотя свой выбор они делали самостоятельно. Теперь Елена — пианистка, преподает в Германии, а Зоряна — оперная певица в Австрии. Но работая за границей, девушки постоянно отмечают, что они, в первую очередь, — украинки.
СПРАВКА «Дня»
Игорь Кушплер — солист Львовской оперы, баритон. Профессор кафедры сольного пения Львовской государственной музыкальной академии им. М. Лысенко. Закончил вокальный и дирижерский факультеты Львовской консерватории. Неоднократно принимал участие в оперных фестивалях в Украине, Польше, России, Венгрии, Испании; осуществил ряд концертных турне по городам Великобритании, Аргентины, Бразилии, Канады, США. В его репертуаре — «Трубадур» Дж. Верди (Граф ди Луна), «Риголетто» Дж. Верди (Риголетто), «Украденное счастье» Ю. Мейтуса (Михаил Гурман), «Летучая мышь» И. Штрауса (Князь Орловский), «Бал-маскарад» Дж. Верди (Ренато), «Травиата» Дж. Верди (Жорж Жермон, отец Альфреда), «Аида» Дж. Верди (Амонсаро), «Моисей» М. Скорика (Поэт).