И уже 18 лет прошло с того момента, как легендарный певец ушел в Вечность, а его уникальный голос можно услышать лишь в записях... У миллионов поклонников таланта Анатолия Борисовича до сих пор болит душа, что не смогли уберечь нашу национальную гордость...
Это была звезда мирового уровня, хотя его творческий путь не был устлан исключительно розами. Почему мы не умеем ценить таланты при жизни, отравляя их существование мелкими придирками, интригами, завистью... Не секрет, что последние годы А.Б.Соловьяненко страдал из-за невостребованности, вынужденной разлуки с Национальной оперой Украины, в которой выступал почти на протяжении трех десятилетий. Ему предлагали эмигрировать, обещая огромные гонорары, но Анатолий Борисович душой прикипел к Родине. Он выступал с сольными программами на сцене Национальной филармонии, ездил на гастроли по городам и странам... Ничего не комментировал, никого не обвинял, а на просьбы об интервью отвечал одной фразой: «Все, что я хочу сказать публике, она слышит на моих концертах». Мы были давно знакомы с Анатолием Борисовичем, но очень не просто было уговорить певца выразить свою позицию в прессе. Мы договорились встретиться в парке около Мариинского дворца. Лечу на интервью и попадаю в грандиозную «пробку». Бегу через весь Крещатик, а затем — вверх по улице Грушевского и ругаю себя, потому что знаю, насколько педантичен Анатолий Борисович, понимаю, что опаздываю почти на полчаса(!). Все — это катастрофа. Ждать народный артист не будет... Но каково же было мое удивление, когда увидела, как спокойно прохаживается Соловьяненко около фонтана. На мои оправдания он махнул рукой, но этот жест я восприняла как серьезный выговор. Великий тенор дал мне урок — и с тех пор я не опаздываю...
Анатолий Борисович говорил негромко о том, что его волновало как вокалиста, патриота и украинца. Певец искренне переживал потому, что наши оперные театры снижают профессиональную планку, национальный репертуар приходит в упадок, а произведения современных украинских композиторов практически не ставят на сцене... То интервью вызвало резонанс, а кассету с исповедью певца я хранила много лет...
Так получилось, что с Анатолием Борисовичем мы общались и за день до его внезапной смерти. Соловьяненко рассказывал о своих выступлениях в Канаде и США, о намерении поехать на гастроли в Италию, о планах провести тур по городам Украины с сольными концертами. Мы договорились встретиться после его возвращения из Италии и поговорить подробнее... но внезапная смерть певца 29 июля 1999 г. перечеркнула эти планы.
Каким запомнился Соловьяненко? Об Анатолии Борисовиче вспоминают его коллеги, родные, музыковеды...
«ГОРЖУСЬ ТЕМ, ЧТО ИМЕЛ СЧАСТЬЕ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ С МАСТЕРОМ»
Александр ГУРЕЦ, солист Национальной оперы Украины:
— Я пришел в театр в 1991 году. Это было звездное время расцвета Киевской оперы, когда выступали потрясающие певцы: Дмитрий Гнатюк, Евгения Мирошниченко, Анатолий Соловьяненко. Голос Анатолия Борисовича привораживал. За то, что я стал оперным артистом, благодарен именно Соловьяненко. Однажды, обучаясь еще в Капелле бандуристов, услышал по радио, как легко певец взял верхнюю ноту (си бемоль), попробовал повторить за ним. Получилось... Знаете, благодаря Анатолию Борисовичу у меня никогда не было проблем «с верхами». Соловьяненко всегда интересно было слушать и смотреть на сцене. Это что-то незабываемое — профессиональное, очень искусное и высокого качества. Впервые «вживую» я услышал певца в партии Герцога в «Риголетто» — одна из коронных ролей А. Соловьяненко, и по сегодняшний день лучшего исполнения я не слышал! Он прекрасно исполнял также украинские народные песни, итальянские серенады, романсы. Это было Пение с большой буквы. Музыкальная критика сравнивала вокал Анатолия Борисовича с соловьиным пением. Я горжусь тем, что имел счастье работать вместе с мастером. Незабываемыми были спектакли «Борис Годунов», когда Соловьяненко исполнял партию Самозванца, а я Шуйского. Остались в памяти концертные выступления, и я чувствовал гордость, что на одной сцене выступал с таким метром. Это был человек-эпоха, наша звезда и наша гордость!
«ОДИН В ПОЛЕ ВОИН...»
Алла ТЕРЕЩЕНКО, музыковед, автор четырех книг об А. Соловьяненко:
— Новое поколение украинцев, к сожалению, уже не слышало вживую голос Анатолия Соловьяненко — уникальный тембр, с удивительно сильными, светлыми, «золотыми» верхами, идеально ровным диапазоном, способным воспроизводить как эмоциональную лирику, так и драматическую экспрессию. Голосу, который разговаривал со всем миром и в то же время искренне обращался к каждому. В этом году ему могло исполниться 85... Еще бы мог жить... Невзирая на всевозможные тернии на нелегком пути становления оперного артиста, жизнь Анатолия Борисовича, безгранично преданного любимой профессии, семье и Украине, была прекрасной.
Тщательным образом упорядоченный женой певца Светланой архив Анатолия Борисовича, с которым я работала еще при жизни гениального певца, — с начала 1970-х и почти на протяжении 20 лет, казалось, знала детально. К тому же Соловьяненко, который всячески способствовал подготовке к печати моей первой (на сегодня их уже четыре) монографии, каждый раз вспоминал новые подробности своей жизненной и творческой биографии и, казалось, что уже все знаю об этом периоде его жизни (до сих пор храню кассеты с нашими многочисленными беседами и личные записи, сделанные во время спектаклей, концертных программ, интервью с артистами-партнерами, дирижерами, музыкантами, слушателями и т.д.). Однако лишь в последней, наибольшей по объему и фактажу монографии о певце, выпущенной в 2009 году киевским издательством «Либідь», размещен документальный материал, а именно сокращенный вариант большой рецензии с красноречивым, на время советских 1980-х названием «Горе порабощенным», посвященной выступлениям Анатолия Соловьяненко в нью-йоркской «Метрополитен-опера». Эту рецензию Анатолий Борисович показал мне уже в условиях независимой страны.
Автором публикации был известный американский певец украинского происхождения Теодор Терен-Юськив, который много лет исполнял на сцене «Метрополитен-опера», рядом с лучшими певцами мира, ведущие баритоновые партии. Вот фрагменты из его статьи, напечатанной в газете «Свобода» (в 1978 г., 10 августа).
«Яка це була радісна несподіванка, коли понеслися такі прегарні й такі самовпевнені звуки українського тенора з Київської опери Анатолія Солов’яненка в творі П. Масканьї «Кавалерія Рустікана», чи пак «Сільські залицяння» («Сільська честь». — А.Т.). Співом своїм полонив цей співак кожного: як не барвою чи тембром голосу, то своїм темпераментом, як не безконкуренційними високими тонами, то глибиною почувань серця, як не безмежним віддихом, то безпосередністю й справжнім пережиттям ролі. Скільки я не бачив тенорів у ролі Турідду та з кількома я й сам співав у цій опері (партію Альфіо), ніколи не мав нагоди зустрінути тенора, який заграв би краще і переконливіше від Солов’яненка цю роль...
Тут (в США)не було за ним ні жадної протекції, ні дипломатичної підтримки, ні ніякого державного авторитету, що завжди дуже допомагає співакам, головно, на початку їх закордонної кар’єри. А Солов’яненко був один у полі воїн... У Солов’яненка високі ноти свобідніші й певніші, а передовсім довші, як у найбільшого тенора світу Лючано Паваротті».
Прибавлю, что спектакль «Сельская честь» П. Масканьи шел в постановке знаменитого итальянского режиссера Франко Дзеффирелли, дирижировал — не менее известный в музыкальных кругах Джузеппе Патане, а среди партнеров украинского артиста была всемирно известная негритянская певица Мартина Аройя (Сантуцца). И еще... Спектакль при участии Анатолия Соловьяненко транслировался на Америку и Канаду, а уникальная запись голоса певца в настоящее время хранится в Музее «Метрополитен-опера».
«ДЕРЖАЛ МАРКУ, РЕНОМЕ ВЕЛИКОГО ПЕВЦА»
Владимир РОЖОК, ректор Национальной музыкальной академии Украины:
— Анатолий Борисович выучивал партии чрезвычайно быстро. Он был очень требовательным к себе человеком. Мне выпала большая честь работать с ним в театре, когда в 1981 г. меня назначили заместителем директора по творческим вопросам Киевской оперы. Тогда в театре работало созвездие выдающихся личностей в расцвете таланта: гениальные Анатолий Соловьяненко, Евгения Мирошниченко, Дмитрий Гнатюк, Анатолий Мокренко, Галина Туфтина. Молодые Гизелла Ципола, Евдокия Колесник, Владимир Федотов — это все мирового класса певца. Анатолий Борисович был среди всех лидером. Он не допускал никакой фальши. Когда его вводили в спектакль, очень много работал с режиссером над мизансценами, потому что хотел выглядеть не просто исполнителем, а создавать образ. Он вдохновенно работал с дирижером над каждой нотой и фразой. Ни разу не было такого, чтобы он подвел или не появился на репетицию. Никогда такого не было, чтобы он на репетиции пел вполсилы. Он держал марку, реноме великого певца, профессионала и при этом был чрезвычайно человечным.
ЗВЕЗДНЫЙ ДУЭТ СОЛИСТОВ КИЕВСКОЙ ОПЕРЫ: АНАТОЛИЙ СОЛОВЬЯНЕНКО И ЕВГЕНИЯ МИРОШНИЧЕНКО В ОПЕРЕ «ЛЮЧИЯ ДИ ЛАММЕРМУР» ДОНИЦЕТТИ
Когда я стал заместителем министра культуры, то помогал Анатолию Борисовичу организовать концертные турне с Оркестром народных инструментов (в настоящее время Национальным оркестром под руководством В. Гуцала). У Соловьяненко были прекрасные программы. И так случилось, что когда его заставили уйти из Оперного театра (хотя певец был в расцвете сил и еще много лет мог бы выступать), он начал заниматься концертной деятельностью, и я ему помогал. Он ездил по городам Украины, и эти концерты проходили с огромным успехом.
Каждое выступление Соловьяненко (в спектакле или на концерте) зафиксировалось в памяти. Таких мастеров нам сейчас очень не хватает. Анатолий Борисович был необычайно популярным. Выступая за рубежом, он был как посол, который своим искусством объединял континенты и народы...
Фигура Анатолия Соловьяненко уникальна. Он очень много сделал для подъема имиджа украинской музыкальной культуры в мире. Это был истинный лидер своего времени. Певец, имевший уникальную природную одаренность, которую использовал для того, чтобы не только прославлять свое имя в мире, но и презентовать украинское искусство.
«ПРИТЯГИВАЛ, СЛОВНО МАГНИТ»
Константин ФЕСЕНКО, концертмейстер Национальной оперы Украины:
— Знаете, когда я вспоминаю о Соловьяненко, то перед глазами возникает концерт после Чернобыльской трагедии в Октябрьском дворце. Анатолий Борисович пел вместе с хором театра знаменитую «Молитву» Андрея из оперы «Запорожец за Дунаем». Это было так потрясающе, что мороз по коже почувствовал. Поймал себя на мысли, что музыка и голос так тонко передают чрезвычайную любовь и боль за Украину — это было одно из наибольших моих потрясений. Запомнился и концерт в Страсбурге. В программе звучали арии из разных опер в исполнении разных певцов, и вот выходит Анатолий Борисович. Он спел несколько итальянских арий и приворожил — все слушатели скандировали — «Браво!». Это было что-то невероятное...
Соловьяненко был очень эрудированным, культурным и интеллигентным человеком. После репетиций или на гастролях его часто можно было увидеть с книжкой или с итальянскими газетами и журналами (он в совершенстве знал итальянский язык, а в начале своей карьеры стажировался в «Ла Скала»). Общаться с ним всегда было очень приятно. Анатолий Борисович хоть и держал дистанцию, но никогда не вел себя, как капризная звезда. Последние годы его работы в нашем театре мы вместе много занимались на уроках. Это был суперпрофессионал. Незабываемым для меня стало его исполнение в «Трубадуре» партии Манрико. Когда Соловьяненко брал верхние ноты, то казалось, что они отрываются от певца и сами по себе плывут по залу. Это такой невероятный эффект, даже для меня, привычного к пению (!), но каждый раз это было потрясение и катарсис. Анатолий Борисович был особенным человеком, сосредоточенным на творчестве, он притягивал слушателей, словно магнит.
«Я ДО СИХ ПОР НЕ МОГУ СМИРИТЬСЯ С МЫСЛЬЮ, ЧТО АНАТОЛИЯ БОЛЬШЕ НЕТ»
Светлана СОЛОВЬЯНЕНКО, вдова певца:
— Я всегда понимала, что мой муж — гениальный певец. К каждому спектаклю он старательно готовился, зная за месяц, где, когда и что будет петь. Ежедневно работал с клавиром. Вставал в 8—9 часов утра. Обязательно делал зарядку 30—40 минут. Он был рациональным человеком, и потому многое успевал сделать. В день спектакля отключал телефон, не смотрел телевизор, не слушал радио, настраиваясь на постановку. Мы с сыновьями старались его оберегать и не мешать. Анатолий слушал записи, главным образом, мастеров мирового уровня.
Вы знаете, невзирая на боль потери, все-таки я себя считаю счастливой женщиной, потому что была с ним рядом 37 лет. Толик подарил самое дорогое — свою любовь и двух прекрасных сыновей. Разбирая архив мужа, я не уставала удивляться, как бережно он ко всему относился. Сохранились программки его первых выступлений еще в самодеятельности Донецка. Он вел дневник, где делал записи обо всех спектаклях и концертах, а также событиях, которые его поразили...
Ничего не пророчило страшной беды. Муж был бодр и подтянут. 29 июля 1999 года он проснулся в прекрасном настроении, которого я у Анатолия давно не видела. Шутил, смеялся. Приготовил завтрак, и вдруг захотел поехать на дачу в Козин. Добирался автобусом. Стояла изнурительная жара. Он пошел на реку, много плавал. Потом сказал моей маме, что приляжет отдохнуть до обеда, — и уже не проснулся... По заключению медиков, он умер от инфаркта. На сердце были рубцы от семи микроинфарктов...
Я до сих пор не могу смириться с мыслью, что Анатолия больше нет. Он часто выезжал на гастроли, и иногда мне кажется, что он где-то на гастролях...
P.S. Вечер памяти состоится 26 сентября в Киеве. В гала-концерте примут участие симфонический оркестр, хор и солисты Столичной оперы, а режиссером этого действа выступит Анатолий Соловьяненко — младший сын Анатолия Борисовича, который продолжил творческую династию и ныне является главным режиссером Национальной оперы Украины.