Как и в предыдущие годы, главной слагаемой фестиваля оказалась классическая и джазовая музыка. Всего за шесть дней состоялось 16 концертов, то есть в среднем по три в день! Это много, особенно с учетом параллельных событий — литературной сцены, бесед под ясенем и визуальной программы. Получился настоящий интенсив, который не только мобилизовал слушательские усилия, но и создал зону плотной звуковой событийности. Одним словом, если желание что-то изменить в слушателе за один концерт выглядит утопично, шестидневный марафон вполне способен перевернуть сознание.
Проектов, открывших новые рубежи, было предостаточно. Музыкальный перформанс с музыкой Вадима Храпачова, пожалуй, стал первым большим событием в память о маэстро. Придумали этот концерт дочь композитора Мария Храпачова и Андрей Мерхель с Sed Contra Ensemble. Киномузыка Храпачова — хрупкая, чувственная материя, которая настолько вписана в фильмы Романа Балаяна, что сложно оторвать одно от другого. Музыканты работали с партитурами крайне бережно, чтобы не опошлить детскую наивность музыки, а видеоряд и элементы театральности были для нее подушкой безопасности.
Потрясающей оказалась связь музыки Мирослава Скорика со скрипачкой Богданой Пивненко. Маэстро Скорика не стало три месяца назад, и, кажется, слишком мало времени прошло, чтобы отдалиться и увидеть большое. Богдана Пивненко и не говорила о далеком и большом. Ее проект получился живым, свежим и крайне виртуозным, а сам Скорик — энергичным и хулиганским, каким он когда-то и был.
Благотворительный фонд Vere Music Fund дал голос еще одному мастеру — венгерскому еврею Дьордю Лигети. Его рукодельную работу с фольклором, изысканности которой нет предела, и сказочные образы, затирающие ужасы концлагерей, молодые музыканты воскресили так, словно Стэнли Кубрик снимает новый фильм — после его «Одиссеи 2001» Лигети уже невозможно воспринимать в масштабах меньше вселенских. Такой же вселенский размах получился и у концерта.
ПЕВИЦА ЛАУРА МАРТИ — ОДНА ИЗ САМЫХ ЯРКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦ ДЖАЗА В НАШЕЙ СТРАНЕ
Тем не менее, лидером по длительности стал проект Евгения Громова «Лятошинский-гала». Четыре часа с антрактами музыки юбиляра (Лятошинскому в этом году исполнилось 125) вобрали в себя преимущественно музыку 1920-х годов и представили композитора как потрясающего модерниста, искателя новых способов выражения томного и причудливого, ночного и потаенного. Пожалуй, главным открытием стали романсы 1920-х, исполненные сопрано Татьяной Журавель и пианистом Евгением Громовым. Именно они — прямая связка с «Киевским авангардом» 1960-х, которого бы не было, если бы не мудрость и протекция Лятошинского-учителя.
Среди других проектов, которые невозможно не перечислить — премьера хором «Киев» под управлением Николая Гобдыча хорового цикла In Memoriam Валентина Сильвестрова (с использованием материала опуса «Майдан 2014»), настоящий драйв от электроцимбал австрийца Стефана Фраунбергера, идеально выверенный и очень душевный проект Мирославы Которович «Букет для маэстро Которовича» (изюминкой которого стал дуэт с гитаристом Владиславом Индиком), «украинский» Генри Перселл с почти народным пением Наталки Половинки и невероятный виртуоз, швейцарский флейтист Морис Штегер в заключительном концерте Татьяны Калиниченко и New Era Orchestra. Его второе отделение, из-за дождя перенесшееся на 40 минут и сыгранное в Доме митрополита, стало самым неожиданным и самым трогательным моментом фестиваля. Концерт на ступеньках, идеальный по акустике и внезапный по месту исполнения, оказался настоящим подарком для тех, кого мастерство Штегера заставило превозмочь неудобства, доставленные погодными условиями.