На первом этаже Дома творческих союзов (на бульваре Шевченко), по надписям на выставленных в коридорах металлических кофрах можно узнать едва ли не обо всем репертуаре Национального заслуженного академического ансамбля танца имени Вирского. А еще, кроме названий танцев и хореографических композиций, которые коллектив возил во многие страны мира, можно разглядеть изображение казака с копьем и надпись «Virsky». Это имя было и на многочисленных афишах ансамбля во время недавних больших гастролей в США. За океаном наши танцоры дали 65 концертов, которые посмотрели приблизительно 140 тысяч зрителей! Одно из выступлений состоялось в канадском городе Монреале. И восхищенный необычайным мастерством киевских танцовщиков импресарио сразу подписал контракт на следующий гастрольный тур ансамбля — уже по Канаде (он состоится осенью). А 6 и 7 марта встретиться со знаменитым коллективом смогут киевляне и гости нашей столицы. Как подчеркнул художественный руководитель коллектива Мирослав Михайлович Вантух, концерты будут посвящены основателю прославленного ансамбля — 105-летию со дня рождения Павла Павловича Вирского.
— В программе обязательно будут представлены шедевры из хореографического наследия большого мастера хореографии. Это уже стало традицией, которую я постоянно поддерживаю на протяжении трех десятилетий моей деятельности во главе ансамбля, — рассказал М. ВАНТУХ. — Среди 16 номеров программы зрители увидят его знаменитых «Запорожцев», «Подоляночку», «Вышивальщиц», будут и мои хореографические композиции «Украина моя, Украина» и «Карпаты», «Танец с бубнами», украинский обрядовый танец «Лета молодые», гопак из оперы «Тарас Бульба» в исполнении Дениса Турчака, который мастерством может посоревноваться с любым солистом балета Национальной оперы Украины. А воспитанники нашей детской хореографической школы выполнят специально поставленные номера «Гуцулка» и «Гопак». Кстати, не удивляйтесь, что это название повторяется трижды, ведь именно этот танец является квинтэссенцией украинской хореографической культуры и поражает своей красочностью и возможностью использования разных лексических средств.
— Чем сегодня живет школа ансамбля, не чувствуете ли проблем с набором воспитанников?
— Считаю, это Бог меня надоумил создать такое учреждение и трехуровневую систему хореографического образования. Если бы не она, не представляю, как бы нам удалось сохранить высокое мастерство коллектива в условиях, когда из-за маленьких зарплат мы потеряли почти два состава исполнителей! Ведь наши артисты во время зарубежных гастролей получали заманчивые приглашения на работу в других коллективах, где в разы большая зарплата. Мы смогли наладить непрерывную подготовку кадров: придя в нашу школу в возрасте шести лет, дети, подрастая, вступают в студию при ансамбле, а из нее лучшие приходят в коллектив. В настоящее время проблем с набором нет. Когда гости из известной не только в Японии хореографической школы «Терада» побывали у нас на занятиях и увидели, что в каждом классе учится по 20—30 мальчиков, они очень удивились: у них с этим большие проблемы: девочки вынуждены платить за учебу, а мальчиков поощряют тем, что им платят стипендию.
— Наверное, очень важно, что дети постоянно видят, как работают их старшие коллеги. Чувствуется польза от такого общего воспитания?
— Несомненно. Ведь это своеобразное воспитание детей патриотами коллектива. Юные воспитанники приобщаются к культуре взрослых, перенимают их отношение к искусству, самоотверженное служение ему. Как-то увидел детей, рассматривающих фотографии выдающихся солистов ансамбля. Поинтересовался: «Тоже хотели бы быть на их месте?» Честно ответили, что об этом мечтают. Так и должно быть. Именно так формируется преемственность поколений. Очень благодарен за работу руководителю школы — моей жене Валентине Владимировне Вантух, которая направляет практическую и методическую работу педагогического коллектива школы, а во время гастролей превращается еще и в заботливую маму для своих юных воспитанников.
— У нас всегда хватало завистников и недоброжелателей, кое-кто говорит о «засилье клана Вантухов». Как вы реагируете на подобные слова?
— Пусть побольше у нас будет подобных кланов в любой сфере жизни! Пусть все их представители с творческим воодушевлением работают на славу родного государства! Кстати, моя дочь Галина уже много лет работает солисткой в нашем ансамбле. Она окончила Университет иностранных языков, а позже еще и получила профессию педагога-балетмейстера. Два высших образования имеет и сын Мирослав. Он тоже окончил Университет иностранных языков, а затем получил профессию организатора культуры. Во время последних гастролей в Америке он у нас был и переводчиком, готовил интервью, принимал участие в проведении встреч со зрителями перед концертами. Кстати, хочу отметить, с такой практикой мы столкнулись впервые. На встречи с руководителями нашего коллектива и его солистами приходило немало представителей СМИ, зрителей разного возраста, украинцев из нашей диаспоры. С одной стороны, это было достаточно обременительно, перед концертом специально одеваться для таких встреч и общаться с публикой, отвечая часто на неожиданные вопросы. А с другой, даже интересно. Так, например, мы узнали, что кое-кто из американцев даже сегодня не имеет представления, где находится Украина. Так что приходилось нам рассказывать и достойно представлять наше молодое независимое государство.
— А как наше государство относится к коллективу, который пропагандирует украинское искусство в мире?
— Я не ожидал, что будет так сложно в годы независимости. В советские времена нам тоже не так легко было выехать на зарубежные гастроли, потому что для Москвы на первом плане были ансамбль танца Игоря Моисеева и «Березка». Да еще письма в Москву на меня кое-кто из артистов писал, когда приходилось творчески обновлять коллектив. Требовательность, без которой невозможно стабильно достигать мастерства, у кое-кого вызывала недовольство. Но местная власть нас все-таки поддерживала, ценила талантливых исполнителей, даже выделила несколько десятков квартир. Сегодня же невозможно решить ни один вопрос. Когда в прошлом году я обратился к киевской городской власти с просьбой выделить жилье одному из наших заслуженных артистов Украины, мне так и не помогли. От Министерства культуры и туризма не получаем денег ни на музыкальный инструментарий, ни на новые костюмы и обувь. Если, скажем, компания «Каламбия Арт», принимавшая нас в Америке, тратила большие средства на перелет наших артистов, на проживание в первоклассных гостиницах «Хилтон» и «Хайям», то на Родине мы не получаем ни копейки на новые постановки! А, скажем, в Италии знаменитый оперный театр «Ла Скала» получает сотни миллионов дотации... Они же пропагандируют свое искусство. А разве же этого нельзя сказать о наших национальных коллективах — Ансамбле имени Вирского, хоре имени Григория Веревки, о капелле бандуристов, симфоническом оркестре. Чем Украина сможет похвастаться, кроме оперы, если представить, что эти коллективы вдруг перестанут существовать? Я всегда подчеркиваю, что политика государства в сфере культуры должна быть последовательной и четкой, иначе не будет никакого развития в любой другой отрасли.
— Вы проводите Всеукраинские фестивали-конкурсы народной хореографии имени Павла Вирского. Сейчас на очереди завершающий этап третьего конкурса. В каком он состоянии?
— И хореографический союз, который я возглавляю, и управления культуры на местах, и хореографы готовятся к проведению второго тура, который пройдет в апреле-июне в нескольких городах: Хмельницком, Харькове, Львове, Донецке, Николаеве, Севастополе и Киеве. А 1 и 2 октября в столице состоятся заключительные концерты победителей — занявших первые места среди профессиональных и среди любительских коллективов. Надеемся и в этот раз на новые открытия — оригинальные хореографические постановки и не только в жанре украинского национального сценического танца, но и в танцах других народов, проживающих на территории нашего государства. Мои коллеги всех уровней ожидают этого обзора и как ответственного экзамена, и как праздники.
— Мирослав Михайлович, скажите, обобщаются ли эти достижения современной хореографии на научном уровне?
— Во всяком случае, я побуждаю способных к этому виду деятельности коллег. А такие работают и на кафедре хореографии Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств, которую я возглавляю. А не так давно мне пришлось стать заведующим кафедрой хореографии еще и в Национальном педагогическом университете им. Драгоманова. Ректор этого учебного учреждения Виктор Петрович Андрущенко стремится, чтобы университет стал одним из лучших и предложил мне возглавить кафедру после того, как ушел из жизни известный искусствовед Юрий Станишевский. Честно говоря, по причине большой занятость я сначала колебался. А затем согласился, потому что в моем детстве именно учителя посодействовали тому, чтобы я пришел в искусство и смог раскрыть заложенные во мне природой способности. В ансамбле, да и в других творческих коллективах в основном придется заниматься просто постановочной практической работой. Но исполнительская культура, особенности пластики, технические средства в танце требуют еще и обоснования с точки зрения науки. И это особенная ее разновидность. Я постоянно советую нашим хореографам в творческих поисках опираться именно на украинскую культуру, экспериментировать на базе именно своей народной пластики и лексики. Возможностей стилизации много. Конечно, имеют право на существование, скажем, брейк, джазовые танцы. Пусть они занимают свою нишу. Однако они все-таки чужие для нас. Если мы не будем поддерживать и развивать свою национальную культуру, то кто это будет делать за нас? Хотелось бы, чтобы появлялось больше музыкальных произведений, рассчитанных на хореографическую реализацию.
— Хорошо, что вы вспомнили о музыке. Во время концертов зрители, восхищенные танцами артистов, как-то забывают о том, что у каждого хореографического номера есть обязательное музыкальное сопровождение. Расскажите о музыкантах оркестра.
— В первую очередь назову нашего главного дирижера Александра Дмитриевича Чеберко. Раньше он был художественным руководителем и дирижером ансамбля песни и танца «Донбасс». Он — замечательный музыкант. Свободно чувствует себя за роялем, а баян просто поет в его руках. Александр Дмитриевич не только руководит оркестром, но и пишет музыку — стоит вспомнить хотя бы его «Казачек». Оркестр под его управлением уже дважды с большим успехом выступал в Испании и Португалии (с классическим репертуаром). Хотя для исполнения симфонической музыки состав оркестра пришлось немного пополнить. Дирижер прекрасно чувствует, в каком темпе способен выполнять свои трюки каждый солист. А это очень важно. По инициативе Александра Дмитриевича, по пятницам мы еженедельно проводим оркестровые танцевальные репетиции. Это мобилизирует и танцовщиков, и оркестрантов, позволяет избежать накладок на концертах. Не могу с благодарностью не вспомнить и концертмейстеров-баянистов — очень опытного Александра Хрустевича, братьев Руслана и Богдана Пирогив, Александра Пономарева.
— В этом году ансамбль уже приглашен на выступления в Канаду. А есть еще какие-то договоренности о гастролях?
— После Канады мы должны лететь в Испанию. А ранее пройдут гастроли в Польше. На них пригласил нас давний партнер коллектива — импресарио Сквара, который в свое время проводил наши очень успешные гастроли во Франции, Канаде, Америке. Он сейчас занимается другим видом деятельности, но, как признался, скучает по прежней работе — организации концертов, по встречам с артистами, зрителями. В настоящее время он живет в Варшаве, и пригласил нас на гастроли в Польшу. Мы, в частности, будем выступать в оперном театре, который называется «Велький», то есть большой, и в концертном зале ансамбля песни и танца «Мазовше». Кстати, для этого известного в мире коллектива государство построило большой дом с репетиционными комнатами и просторным концертным залом, где могут выступать и другие творческие коллективы. Чтобы оценить нынешний художественный уровень нашего ансамбля, импресарио специально приехал в Киев и пришел к нам на репетицию. Он был поражен техническим уровнем исполнения танцев и сквозь слезы повторял, что сегодня наш ансамбль — лучший в мире.
— Удастся ли ансамблю в этом году представить свое искусство не только в столице Украины, но и в областях?
— Это очень больной вопрос. Если деньги на такие гастроли не выделят, мы не сможем никуда поехать, хотя душа рвется. Пока получили приглашение от Кировоградской филармонии, где должны выступить в День работника культуры. Кстати, в этой области очень большой интерес к хореографическому искусству и выдающиеся достижения местных творческих коллективов. А многие областные филармонии существуют приблизительно так, как в колхозе «Тихая жизнь». Частично это объясняется тем, что у нас до сих пор нет закона о гастрольной деятельности, проект которого подавался очень давно. Надеемся, что пассивное ожидание на местах все-таки сменится более активной деятельностью. Мы же всегда готовы поехать туда, где нас ждут, и подарить людям праздник украинского народного сценического танца.