Среди музыкальных произведений, созданных Винченцо Беллини, опера «Норма», которая уже более 180 лет с успехом идет на разных сценах по всему миру, считается шедевром. Кстати, сам композитор считал, что «Норма» - это лучшее, что он создал в жизни. Напомним, премьера «Нормы» в Национальной опере Украины состоялась в 2007 году (режиссер Анатолий Соловьяненко, дирижер Николай Дядюра).
Сейчас меломаны не пропустят этот спектакль, потому что он подарит встречу со звездами мирового уровня, выпускницами Национальной музыкальной академии Украины: партию жрицы храма друидов Нормы исполнит Людмила Монастырская (это будет ее дебют в этой постановке), а роль Адальджизы, соперницы Нормы, будет петь Елена Белкина, которая сейчас живет в Вене. Обе примы имеют престижные контракты и выступают в самых престижных театрах мира.
Напомним, Л. Монастырская пела на разных континентах, пленила публику миланского «Ла Скала» и Нью-Йоркской «Метрополитен-опера». Ее партнерами были такие знаковые личности, как Роберто Аланья, Роландо Вильясон, Йонас Кауфман, Рене Папе, Пласидо Доминго. Именно с отношений со знаменитым испанским певцом П. Доминго и начался наш разговор.
«ПЕРСОНЫ ТАКОГО УРОВНЯ, КАК ДОМИНГО, ОБЪЕДИНЯЮТ КУЛЬТУРЫ И НАРОДЫ»
- Пласидо - настоящий джентльмен, он очень галантный, сейчас такое редко встретишь. После каждого спектакля дарит цветы: розы или гвоздики. Всегда после постановки приходит в гримерную, рассказывает о своих впечатлениях. Он очень внимательный. Во время репетиций всегда поделится своим опытом, обратит внимание на некоторые особенности композиторского стиля, подскажет, где сделать смысловой акцент, поправит произношение.
Выступает Людмила Монастырская / Фото из личного архива Людмилы Монастырской
- Вы вместе участвовали в постановке «Набукко» Джузеппе Верди в Лос-Анджелесе.
- Это было с середины сентября 2017 года до середины ноября. Я отпела семь спектаклей (режиссер Тадеуш Штрасбергер, дирижер Джеймс Конлон). А потом еще был гала-вечер, посвященный 50-летию сотрудничества Доминго с Оперным театром Лос-Анджелеса. После концерта, прямо на сцене, накрыли праздничные столы. В центре сидели Доминго с женой и старшим сыном и мы с коллегой - грузинской певицей Нино Мачаидзе. Пласидо всегда с большим пиететом относится к своим партнершам по сцене.
- Расспрашивает ли вас Доминго о ситуации в Украине?
- Не только он, многие из музыкантов спрашивает, что происходит в Украине, в частности в Киеве, что сейчас на Донбассе... Эту тему нельзя обойти в разговорах. Пласидо мечтает приехать в Киев. Но надо, чтобы кто-то организовал эти гастроли, чтобы они прошли на высоком уровне. Такие инициативы нельзя игнорировать, потому что персоны такого уровня, как Доминго, объединяют культуры и народы.
- Вы пели «Набукко» Дж. Верди в разных странах, в частности в Национальной опере Украины. Какие особенности постановки в Лос-Анджелесе?
- Режиссер воссоздал события национально-освободительной войны Италии против австрийского господства в 1866 году. На сцене была воспроизведена сцена театра «Ла Скала» с ложами с обеих сторон. В одной сидела королева Елизавета Баварская (Сиси). Она бросала примадонне «Ла Скала», которая вышла на поклон, то есть мне, букет цветов, а певица с презрением швыряла ей этот букет в лицо... А в конце, после поклона, исполнялся известный хор «Va, pensiero» («Лети же, мысль на золотых крыльях» - перевод 136 Псалма), который неофициально считается вторым гимном Италии. Хористы держали полотна итальянского триколора: красный, белый, синий. Меня очень поразил этот проект...
«У АРТИСТОВ БЫЛО ТАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, БУДТО НАС ПРОВЕРЯЛИ «НА ВЫЖИВАНИЕ»
- А каким постановкам вы отдаете предпочтение: историческим или модерновым?
- Историческим. Мне на сцене комфортно, если ничего не мешает пению. Вот, например, «Набукко» в берлинской Дойче-Опер... Мне пришлось в узкой юбке на высоких каблуках подниматься по крутой лестнице. А когда пела партию леди Макбет в Штаатсопер (Берлинская государственная опера), чуть насмерть не ушиблась. На сцене надо было ходить по склонам. А я была одета в три халата, похожие на капусту. Длинный шлейф одного из них зацепился за декорацию, я упала... В перерыве врач оказывал помощь, чтобы смогла доиграть спектакль. А другой костюм был сшит из звериных шкур и был очень жарким. Мои партнеры по сцене - Роландо Вильязон, Рене Папе, Пласидо Доминго - также имели неудобные костюмы. Знаете, у нас, артистов, было такое впечатление, будто нас проверяли «на выживание». Эксперименты в опере должны быть, но они не должны вредить пению.
Выступает Елена Белкина / Фото из личного архива Елены Белкиной
- Теперь модно вводить в спектакли элементы эротики...
- Было и такое. Например, в постановке «Макбет» на сцене Дойче-Опер в одной из сцен моя героиня появлялась в прозрачной нижней рубашке. А потом леди Макбет разгуливала по сцене с... бутылкой вина в руке, словно пьяная. Мне это не нравится. Хотя публика, к сожалению, воспринимает положительно такие режиссерские «находки».
- А какие оперные проекты больше всего вас поразили?
- Прежде всего, «Макбет» 2011 года в Королевском театре «Ковент-Гарден». Режиссер Филлида Ллойд создала очень стильную постановку. Ее запись на компакт-диске продается во всем мире. Хочу отметить также продукцию «Метрополитен-опера» - «Набукко» в постановке Э. Мошинского, 2016 год: исторические костюмы из дорогих тканей, на сцене горел настоящий огонь, задействованы где-то двести хористов, и не рядами стоят, а каждый в другой позе. И, конечно же, «Аида» Франко Дзеффирелли в «Ла Скала». Хотя это постановка еще 1960-х, но она до сих пор пользуется большим успехом и проходит с аншлагами. Там представлена целая аллея золотых сфинксов на сцене. Пышные костюмы, словно из музея. Феерическое действо, захватывающее и артистов- исполнителей, и публику - словно фильм смотришь. Я считаю, что постановку Дзеффирилли еще никто не превзошел.
- Какие ваши любимые оперные партии из тех, что вы исполнили?
- Вердиевские леди Макбет и Абигайль из «Набукко» и беллиниевская Норма - одна из самых сложных для исполнения, одновременно колоратурная и драматичная. Меня привлекают возможности не только справиться со сложным вокальным материалом, но и раскрыть многогранный характер моей героини.
- Недавно состоялось концертное исполнение «Нормы» в Харькове под руководством Хобарта Эрла, в котором вы принимали участие...
- Я довольна, несмотря на то, что и я, и все партнеры впервые пели эту музыку с очень маленьким количеством репетиций. Это был интересный проект и встреча с прекрасной музыкой Винченцо Беллини. Кстати, в конце апреля в Опере Хьюстона, США, буду иметь честь исполнять это гениальное произведение классика.