Тимур Бекмамбетов вновь предпринял частично удачную попытку завоевать американский коммерческий прокат. Его новый блокбастер «Президент Линкольн: охотник на вампиров» по одноименному роману Сета Грэма-Смита в первую неделю проката в США вышел на третье место, уступив, что интересно, только мультфильмам — «Отважной» и «Мадагаскару-3». Сейчас он опустился ниже десятки лидеров, но, по крайней мере, Бекмамбетову удалось повторить успех своего американского дебюта «Особо опасен» (2008), также достигшего третьего места.
Тема вампиризма для автора «Дневного дозора» не нова. Другое дело, что он еще не воплощал ее в Новом Свете. Здесь, конечно, перед авторами фильма стоял серьезный вызов. В США про упырей снимают много и во всех жанрах: от ужасов до мелодрам. Бекмамбетов и его постоянный партнер, выступивший в «Линкольне» продюсером Тим Бертон (недавно выпустил «Мрачные тени» с Джонни Деппом в роли вурдалака), нашли эффектный выход: скрестили сюжет про кровопийц с политико-исторической фабулой. Точнее, это сделал Сет Грэм-Смит, который специализируется на подобного рода постмодернистских издевательствах над классическими текстами: его первым бестселлером стали «Гордость и предубеждения и зомби» по роману Джейн Остин «Гордость и предубеждения».
Действие «Охотника» начинается в 1818 году. Малолетний Абрахам Линкольн живёт со своими родителями у жестокого плантатора Джека Бартса в штате Индиана. Линкольн заступается за чернокожего сверстника, что приводит к конфликту его отца с Бартсом. Бартс увольняет отца Линкольна и требует вернуть долг с процентами, а получив отрицательный ответ, является к ним ночью и кусает мать Линкольна, после чего та умирает. С годами одержимый местью Линкольн (его сносно играет Бенджамин Уокер) окончательно выясняет, что вампиры существуют, что они захватили контроль над Югом США, а скоро поработят всю страну. Личная месть сублимируется в головокружительную политическую карьеру.
Нет недостатка ни в спецэффектах, ни в драках, ни в трюках. В первой половине картина интереснее, поскольку изрядно приправлена юмором — таким историям, ввиду их шаблонности, слишком серьезный подход вредит. Впрочем, затем режиссер все-таки начинает нагонять неизбежный пафос, а сцены с Линкольном в семейном кругу и в политике ощутимо замедляют фильм. Действие более-менее налаживается ближе к финалу, когда вновь начинаются драки, стрельба и пожары, но легкости все равно остро недостает.
В целом у Бекмамбетова вновь, как и 4 года назад, получилась громоздкая безделка, которую забудут к следующему сезону. Но в истории крупнобюджетного кино она все-таки останется. Линкольн с его пышными бакенбардами, размахивающий топором, как ни крути, — запоминающийся образ.
Автор благодарит кинотеатр «Киев» за содействие в подготовке статьи.