Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Гротеск без иллюзий и морали

15 сентября в киевском клубе Atlas второй раз представят спектакль «Купаться или не купаться» по текстам Леся Подервянского
14 сентября, 2016 - 10:21
ФОТО АЛЕКСЫ ЗАКЛЕЦКОГО

Герои спектакля театра «К.Р.О.Т.» общаются ругательствами, самыми жесткими и самыми грубыми. Они мыслят инстинктивно. Часто это «акцентуированные личности», как сказал бы Карл Леонгард. Он, кстати, изучал акцентуированные типы на основе литературного материала, анализируя образы Гамлета и других как воплощение эмоционально гипертрофированных, но поэтому и патологизированных человеческих характеров.  В спектакле показаны украинские акцентуированные персонажи, для которых в принципе не существует таких категорий, которые прошли осмысление в европейской культуре последние две тысячи лет: этика, нравственность, прекрасное, гуманизм. Эти слова для них сфальсифицированы и лишены сути. Для героев спектакля эти слова — ширма, за которой скрыта подлость и низость.

Персонажи Леся Подервянского вырастают, словно паразиты, на мировой почве (шекспировской, например), потому что в их основе тексты, в которых явны стремления разных художников создать образ человека, в котором побеждает человеческое, а не животное. Со времен Аристотеля и до Сартра искусство, по крайней мере, мейнстримное, которое получало массовую огласку, стремилось возвеличить человеческое, показывая всю сложность человека. Правда, были одиночные попытки посмеяться над человеческой сущностью, как у Рабле или Чесера, Вайлда или Жене, Бодлера или Жари. Рабле показывает, каким ужасным может быть тело, в частности, у того, кто воспет своей свитой и кто имеет важный статус. Такие «диверсии» были направлены на эмансипацию человека, на показ того, что все равны. Человек — существо, которое до определенного времени развивает ум, а затем с определенного времени активно его теряет, в конечном итоге, превращаясь в пищу для червей. Шекспир показывает коллизию человеческого существования, не становясь на сторону эксцентричного шутовства или карнавализации: наряду с плебсом, который обсуждает, обвиняет, сетует, проклинает, драматург демонстрирует человека, способного задуматься над вопросом «быть или не быть?». Шекспир показывает жизнь как театр, в котором игра — онтологический принцип и фактор мироустройства.

В спектакле по текстам Л. Подервянского сложность вопроса возведена до уровня «купаться или не купаться». Исторически феномен такой «литературы» приходится на время «разрыва» в Украине, которая пережила коллапс СССР. Это период, в котором социальные катаклизмы, становление украинского государства приходятся на экономический кризис (гиперинфляцию), что предопределяет и «человеческое падение». Эпоха девяностых — предмет отдельного разговора, учитывая тех культурных героев, которых она породила. Но эта эпоха была своеобразным лакмусом того, что семьдесят лет переживали советские люди. Воспитанные на культуре нравственности, они вдруг стали свидетелями хаоса: то здесь, то там еще вчера в атеистическом обществе возникли разные секты, вчерашние интеллигенты продавали книги, новые «культурные герои» — бандиты... В этот период в украинской культуре появляются тексты, в которых  гипертрофировано стебным образом показаны «большие персонажи», — от Короля Лира, Гамлета — и до Павлика Морозова. Новые-старые герои Леся Подервянского воплощали новые социальные мифы, в которых человек представал животным.  В несформированном, в известной степени инфантильном обществе «популярно» говорить о проблемах на уровне «половых органов».

Спектакль «Купаться или не купаться» — это реальность, в которой человек — кусок мяса: он не имеет ничего, что возвышало бы его над животным. В спектакле создан мир карнавала и гротеска, в котором просматривается человек, который вышел из одного состояния, но не сформировал себя в другом. А потому и пошел дальше путем забавы с собственными комплексами, страхами, патологиями, которые приобрели эксгибиционистскую форму. В принципе в спектакле «Купаться или не купаться» не перейдены пределы порнографичности. Но перейден предел «общественной морали» в ее массово перевариваемых формах, которые восходят еще к антично-средневеково-ренесансно-просветительски-модернистским представлениям о человеческой сущности.

«Купаться или не купаться» — пример буффонады, гротеска и карнавала, где «низший мир» эмансипирован от правил и приличия. Но карнавал продолжается несколько дней. А с каким лицом человек будет возвращаться к жизни после перевоплощения? Это уже вопрос, на который должны дать ответ зрители.

Дмитрий ДРОЗДОВСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ