Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Харьков снова оживет, увидев наши афиши,

уверяет новый ректор Харьковского института искусств Татьяна ВЕРКИНА
18 декабря, 2003 - 00:00


Совсем недавно в Харьковском государственном институте искусств «сменилась власть». На должность ректора коллектив избрал профессора Татьяну Веркину — не только выдающуюся пианистку, талантливую наставницу будущих виртуозов, но и известную общественную деятельницу. Именно по ее инициативе было положено начало Международному фестивалю «Харьковские ассамблеи», который в этом году прошел уже в десятый раз и уже успел стать «визитной карточкой» осеннего Харькова. Татьяна Веркина стала второй женщиной-ректором (всего вузов в Харькове более 30). Наследство Татьяне Борисовне досталось тяжелое. Последние годы стали разрушительными для жемчужины украинской музыкальной культуры. Немало талантливых выпускников, которым следовало бы найти свое место среди преподавателей, оставили страну; материальная база института (а это и музыкальные инструменты, и аппаратура) из-за отсутствия денег только сокращалась. Между тем весь первый этаж дома, являющийся архитектурным памятником, сдан в аренду коммерсантам под «злачное место» — казино, магазины, фирмы. Благодаря этой «заботе» бывшего руководства будущие художники потеряли студенческую столовую, спортзал, оперную студию. Арендаторы ловко сделали современный евроремонт в своей части памятника архитектуры в сердце Харькова. Но бизнесменам, очевидно, безразлично, что будущие музыкальные звезды — Соловьяненки, Рихтеры и Ойстрахи ХХI века разучивают Лысенко и Чайковского в нетопленых помещениях, где со стен падает штукатурка...

— Татьяна Борисовна, не боитесь вступать в такое «наследство»?

— Отвечу так. В последнее время довольно часто наблюдаю самодеятельные концерты, которые проходят в «богатых» вузах. Горько, что наши собственные симфонический, камерный и народный оркестры из-за материальных трудностей не могут позволить себе провести концерты с оформлением, декорациями и в залах такого уровня. Но ведь наши афиши созывали очень много харьковчан.

Горько осознавать, что мы сегодня потеряли несколько поколений преподавателей. Это — те, кому 25—40 лет. Нужно приложить максимум усилий, чтобы не допустить углубления разрыва поколений, иначе мы рискуем потерять харьковские музыкальные школы. Этим объясняется наше особое отношение к ветеранам.

Сегодня нужно многое сделать. В первую очередь, дать полноценное отопление в классы, приобрести и отремонтировать самое необходимое — музыкальные инструменты и помещения. Мы уже обратились за помощью к руководству города и области, надеемся на понимание.

— Удовлетворяет ли вас нынешнее место Харькова на культурной карте Украины?

— Вопрос риторический. О культурном и, в частности музыкальном Харькове знают все континенты. Но в традициях нашего чиновничества, опять-таки с советских времен, было развивать и стимулировать культуру в первую очередь в столицах. Именно туда перетекали самые талантливые «провинциалы». Достаточно вспомнить нашего давнего выпускника Бориса Гмырю — «украинского Шаляпина», Гизелу Циполу — лучшую в мире исполнительницу роли Чио-Чио-сан. Художников Харькова никогда не устраивал статус культурной провинции. Но только в наше время появились реальные шансы преодолеть этот статус. (Т.Б. Веркина была едва ли не первой харьковчанкой, которая «пробила оборону» Москвы, в 1973 году вступив и закончив столичную аспирантуру. До этого времени харьковчанам позволялось только мечтать о Киеве. — Авт.).

Сегодня в нашем институте учатся также иностранные студенты-контрактники — из Китая, России (здесь речь не идет об обмене студентами из пограничных областей). Иностранцев, судя по заявкам, могло бы быть и больше, однако мешают определенные проблемы, которые надо разрешать на столичном уровне. Уровнем подготовки наших студентов интересуются коллеги из Великобритании, США, других стран. (Накануне интервью ХГМУ посетил декан музыкального отделения Королевского Северного колледжа из Манчестера, который провел со студентами мастер- класс. — Авт.)

Еще одно. Наше поколение воспитано еще на высоких образцах высокого музыкального искусства. Но посмотрите, что несется из радиоприемников теперь! Тюремные и бандитские песни. Такая музыка имеет страшную разрушительную силу, содействуя построению криминального общества. Ради будущего нашей страны мы просто обязаны возродить лучшие традиции института. Поэтому мы уверены, что через несколько лет Харьков снова оживет, увидев наши афиши. Это будут действительно знаменательные события в культурной жизни не только нашего города, но и всей Украины. Иначе не надо было и браться за дело.

— Для части харьковских вузов переход на преподавание на украинском языке, в соответствии с Законом о языках, уже состоялся, но в большинстве пока что ограничиваются только заполнением документации на государственном языке. Какова ваша позиция по языковой проблеме в вузе?

— Расскажу реальную историю. Наши студенты во время гастролей в Швейцарии были приглашены на торжественный прием в украинском посольстве. Там собралось также немало дипломатов из других стран. И вот студентам после музыкальных выступлений дали возможность пообщаться с дипломатами, рассказать о своих впечатлениях от гастролей. Они говорили на украинском языке, перевод с которого делали на нескольких мировых языках. Именно тогда они действительно почувствовали, насколько важно представлять государство на государственном языке.

Конечно же, мы будем расширять преподавание на украинском языке, в первую очередь — общеобразовательных предметов. Но не следует, по моему мнению, делать резких рывков, заставляя сразу переводить на украинский язык преподавание музыкальных предметов с их специфическими терминами. Таким образом можно только ухудшить качество преподавания. Вообще же наш выпускник должен в совершенстве владеть государственным языком.

— Вы дочка академика Веркина, учредителя одного из наиболее мощных научных центров Украины — ФТИНТа, физика с мировым именем, который имеет и музыкальное образование. В подобных случаях традиционно спрашивают: «Что вы унаследовали от отца?»

— Мне повезло, что я родилась в настоящей музыкальной семье. Отец, когда учился на физмате университета, одновременно посещал и Институт искусств — он виртуозно играл на фортепьяно. Мать моя из очень певческой семьи, была влюблена в украинскую песню. Когда училась на химфаке университета, перед ней встал выбор: профессор консерватории А.Л. Лунц предложил сменить профессию... Но мама выбрала науку. Поэтому от родителей, которые очень часто организовывали настоящие домашние концерты, я и унаследовала любовь к музыке, к украинской песне. Это и определило мой жизненный выбор.

Став директором, Борис Иеремеевич Веркин создал при ФТИНТи «филармонию физиков», которая в 70-х — в начале 80-х годов сделалась одним из любимых культурных центров харьковских ученых. Музыка вдохновляла физиков на успехи в науке. Действительно, ученые доказали, что музыка — по влиянию на человека — на первом месте из всех искусств.

...Как-то, в начале 90-х годов, уже перед смертью, отец сказал мне: надо возродить филармонию физиков, потому что если упадет культура — упадет и физика, и техника.

Выполняя его завещание, я и мои единомышленники стали инициаторами «Харьковских ассамблей», которые, кстати, в этом году проводились в десятый раз и еще раз доказали: любовь к культуре у наших земляков — бессмертна.

Петр МАТВИЕНКО, Харьков
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ