Мощное мировое фестивальное движение Украина ощущает на себе пока достаточно слабо. Прежде всего из-за причин финансовых. Немного молодежи может позволить себе даже входной билет на масштабные международные фестивали, а к этому прибавляются еще расходы на дорогу и проживание. Но в нашей стране проводится уже достаточно много небольших локальных фестивалей. В основном они сосредоточены на Западной Украине и, нужно признать, достаточно популярны. Впрочем, подавляющее их большинство отдано на откуп какому-то одному музыкальному направлению. Чаще всего фолку или року. Тогда как масштабные иностранные фестивали представляют всю палитру музыкальных стилей и направлений. Таким был Open’er Festival 2007, прошедший в польской Гдыне. Все, по существу, достаточно досадные пробелы в организации просто нивелировались, когда фест сжал всех в своих крепких бессонных объятиях и под звуки истерического электронного откровения Бйорк поглотил...
Описывать фестивали, а тем более качественные, дело неблагодарное. Впечатления от них пребывают в сфере скорее эмоциональной, чем рациональной. Фестиваль один, но у каждого он свой. По-видимому, рассказ о таких мероприятиях должен бы быть поэзией. Или во всяком случае белым стихом. Open’er Festival 2007 в Польском городе Гдыня (на Балтийском море) нельзя назвать идеальным фестивалем. Организаторам не удалось избежать просчетов, а специфический балтийский климат стал причиной совсем не фестивальной погоды. Но, в конечном счете, вся Польша и Европа ехали сюда совсем не за этим. Прежде всего за качественной музыкой, звуками высшего мирового сорта. Первопричина Open’er, усилия всех тех, кто фестиваль организовывал, а также тех, кто пересекал неисчислимое количество границ — это несомненно
МУЗЫКА
Open’er называют наиболее значительным музыкальным событием в Польше. Пересмотрев список музыкантов, которые выступали здесь, начиная с 2002 года, убеждаешься в этом. Franz Ferdinand, Massive Attack, Snoop Dogg, Lauryn Hill, The White Stirpes — это лишь некоторые из них. Не менее тяжелой была музыкальная артиллерия и в этом году: Bjork, Sonic Youth, Beastie Boys, Muse, The Roots, Laurent Garnier, Groove Armada, Bloc Party, LCD Soundsystem. Всего 10 иностранных и 30 польских групп. О масштабах фестиваля свидетельствует и внимание прессы. Так, Open’er Festival 2007 стал центральным событием нескольких выпусков наиболее известного польского средства массовой информации — Gazeta Wyborcza.
Один из хедлайнеров фестиваля — культовые британцы Sonic Youth, известные сторонникам как одни из ветеранов инди-музыки. Их знают еще с 1980 х. Именно тогда они сталиизвестными на весь мир. Для идолов прошлого века их активность на сцене была достаточно поразительной. Последним в первый день прогремел сет известного французского электронщика Лорана Гарнье, его выступление сопровождалось фантастическим визуальным шоу.
Второй день стал бенефисом для американских Beastie Boys и британских Muse. Beastie Boys — это первые «белые» американцы, которые стали гуру традиционно «черного» хип-хопа. Своим творчеством они заслужили расположение молодежи всех «цветов». Muse — обладатели премии МТV как лучшая «живая» группа. Вокалист, гитарист и клавишник Метью Беллами вместе с басистом и ударником вышли на сцену уже после часа ночи, а закончили выступление в 2.30, когда уже светало. Именно у Muse было самое поразительное световое шоу из всех исполнителей, а их выступление было одним из наиболее эмоциональных.
В последний день фестиваля на сцене выступила топ-участник фестиваля певица Бйорк. Исландку можно назвать одной из хедлайнеров не только Open’er Festival 2007, но и мировой музыкальной братии. Бьорк выступала вместе с небольшим хором, духовыми инструментами, барабанами и удивительным сенсорным диджейским семплером. Впечатление от выступления певицы были противоречивыми. Для кого-то ее выступление стало апофеозом фестиваля и чуть не всего жизненного пути, а кто-то говорил, что она значительно сильнее и мощнее звучит в плеере.
В общем, у каждого хедлайнер Open’er был свой. На подобных фестивалях ощущаешь, что любая качественная музыка, даже если она не отвечает твоим жанровым вкусам, заслуживает внимания. И имеет особую энергетику, заставляющую грустить или радоваться жизни просто потому, что так чувствует себя в этот момент музыкант.
Но на самом деле соль не только в музыке. Один мудрый и опытный музыкальный критик сказал: «Фестиваль — это нечто абсолютно особое. Просто выступление музыкальных групп — это концерт. А на фесте важнейшим является другое —
АТМОСФЕРА
На Open’er Festival 2007 она чувствовалась сутками. Выступления музыкантов на четырех площадках в среднем продолжались до двух ночи, но на этом фестиваль не завершался. Ведь три дня — это так мало... Подавляющее количество гостей пытались спать как можно меньше, чтобы как можно больше пережить, услышать и увидеть. Хотя днем фестивальная жизнь понемногу стихала. Собственно, и сами фестивальные площадки были закрыты с утра до 15.00.
Территориально Open’er Festival 2007 гремел на огромной площади бывшего военного аэропорта Babie Doіy, которая находится на окраине Гдыни. Добраться до фестивальной территории из центра города можно было на специальном бесплатном автобусе. Информационные пункты Open’er работали у главного вокзала. Там можно было приобрести билеты на фестиваль, а также обменять их на билеты для входа непосредственно на концертную территорию — специальный браслет. Купить билеты можно было также в кассе перед входом на территорию фестиваля. В первый же день мероприятия еще с 8 утра перед кассой выстроилась очередь, состоявшая преимущественно из украинских «фестивальщиков». И хотя большинство рассчитывали на проживание в палаточном городке, организаторы сообщили, что билетов с правом проживания в кемпинге уже нет, а приобрести это право отдельно невозможно. Ситуация усложнялась тем, что именно на территории палаточного городка находились все «удобства» — туалеты и души. Нежелание предоставлять место для кемпинга организаторы объясняли неожиданным большим наплывом народа. Однако вопрос с кемпингом решить все же удавалось, хотя на уровне неофициальном. Между прочим, для тех, кто надеялся на «шару», надежды развеялись высоким забором, которым была окружена фестивальная территория, и настоящей колючей проволокой на нем.
Неприятно удивили еще в первый день фестиваля огромные очереди на получение входных браслетов. В длиннющей колонне людей под нещадным солнцем приходилось выстаивать минимум час. Но долго жару выдерживать не пришлось. Уже на второй день балтийское побережье показало свой характер и весь фестиваль — и концертная территория, и кемпинг — превратились в болото. Самые оптимистичные образцы
HOMO FESTIVUS
радовались и этому, разбегаясь и прыгая в мутные лужи под нереальные звуки Bjork и LCD Soundsystem. Следует сказать, что фестивальный народ — это абсолютно особый вид — продукт специфической эволюции сознания, замешанный на музыке, путешествиях и вечном «живи быстро, умри молодым». Кем бы ни был каждый из homo festivus в жизни, на фестивалях все открыты для общения, дружелюбны и готовые помочь. Твой статус где- то там в реальной жизни, твоя национальность, вера здесь не имеют никакого значения. Здесь господствует свобода. В определенном понимании. Кстати, свобода под названием Open’er Festival 2007 стоила 65 евро. Цена, приемлемая для европейской молодежи (и не только, ведь в Гдыне были и австралийцы, и японцы, и китайцы), вряд ли доступна для украинского общества. Несмотря на это, на фестивале можно было встретить и наших земляков. Вова Ващенко, вокалист киевской группы ХВК, так комментирует фестиваль: «В Украине пока что невозможно проведение мероприятий подобного уровня. Причины? По-видимому, деньги, инертность наших слушателей. Но то новое поколение, которое сейчас подрастает, люди, которым сейчас 15—16 лет, более европеизированы, более открыты и интегрированы в современные мировые музыкальные тенденции, чем поколения предыдущие. Возможно, лет через 10 в Украине и появятся подобные фестивали. Но сейчас, к сожалению, по моему мнению, это невозможно. От Open’er впечатления у меня в основном позитивные, даже невзирая на погоду. Я на самом деле знал, на какие команды я еду. Я ехал на Beasty Boys, которых я слушаю уже лет 15-20. Я хотел их увидеть и они меня просто убили. Хотя были еще и с организацией проблемы. Лично мне недоставало осведомленности. Кроме того, тяжело было найти жилье для тех, кто жил не в палаточном городке, а искал пристанище в самой Гдыне. По-видимому, сам город был не готов к такому количеству людей. Но положительные впечатления от музыки все перебили. Мне посчастливилось дважды, ведь потом я попал на концерт Red Hot Chilly Peppers, который также проходил в Польше через несколько дней после фестиваля. Два часа концерта на переполненном стадионе. Они были даже лучше Beasty Boys».
ВОПРОС «Дня»
Наблюдая за фестивальным людом и вдыхая его атмосферу, мечтаешь о том, чтобы в Украине также стали возможными такие действа. В конечном счете, нашей музыке недостает чего-то космополитического. Возможно ли сегодня в Украине проведение подобных фестивалей?
Юрко ЗЕЛЕНЫЙ , музыкальный критик:
— Я думаю, что с масштабными иностранными фестивалями можно сравнить «Рок-Січ», который в прошлом году устроил Олег Скрипка. Конечно, тогда был не такой размах, но путь правильный и модель такая же. Физически провести такой фестиваль у нас возможно, и есть люди, которые даже знают как и умеют, но для этого нужно привлечь достаточное количество средств. Как от средстводателей (за рекламу и другие преимущества), так и от платного входа. Вот со вторым у нас проблемы. Народ накормлен дармовыми действиями. Мол, зачем платить, если через неделю можно посмотреть на те же группы «задурно»? Кроме того, из опыта «Рок-Січі» вышли интересные подсчеты. Оказалось, что дороже себестоимости билетов было бы задействовать сам механизм их продажи (если делать билеты доступными — в пределах 10—15 гривен). А выставить 50 гривен сейчас еще нельзя. Относительно исполнителей, то для нас сейчас открыт целый мир. Что доказывают концерты и выступления разнообразного формата, начиная от популярных исполнителей и заканчивая звездами на глубинной альтернативной сцене. Но, опять же, им нужно выплатить гонорар, все текущие расходы. То есть, будут деньги — будут исполнители. А люди на такие действа будут приходить. Например, «Шешоры» собирают уже до 10 тысяч людей. Это при том, что там только одна сцена. На «Рок-Січі» было три сцены, и в течение трех дней там побывало около 50 тысяч человек. Если говорить о западных фестивалях, которые собирают по несколько сотен тысяч — тот же Sziget, на который съезжается по 100, 200, 300 тысяч, иногда даже до полумиллиона, то это уже как небольшой город. Нужна очень большая организационная работа. И люди там собираются со всей Европы. Для них заплатить за вход 50 евро и больше — это нормально. Но вопрос в том, привлекает ли их это действие. Фестивали — это товар, который следует раскручивать на тех поприщах, в том информационном поле. Sziget стал известным в Украине во второй половине 1990-х, тогда он еще назывался Pepsi Sziget. Год от года все больше людей туда ездит. Кроме того, влияет еще такой фактор, как туристическая привлекательность страны.