Эксцентрическую комедию французского драматурга Ясмины Резы «Божество резни» поставила Влада Белозоренко (украинский перевод Ивана Рябчия). Короткое слово «Резня» на афише звучит слишком буквально и даже претенциозно. Ведь в современном нашем мире это слово вовсе не метафорично, если вспомнить недавнюю стрельбу в Лас-Вегасе или какие-то более близкие к нам примеры. Между тем ни в пьесе, ни в спектакле нет никакой резни...
О чем комедия? Один подросток выбил два зуба другому — и вот их родители сошлись, чтобы уладить инцидент цивилизованно. Ведь они люди толерантные, экологически мыслящие и не чужды искусству. И тут оказывается, что благополучная добропорядочность обоих семейств — всего лишь красивая модная обертка, в действительности здесь царит разрушительный эгоизм. Поэтому не удивительно, что их дети забавляются уличным хулиганством. Как сказали бы наши предшественники, эта пьеса «развенчивает лицемерную буржуазную мораль».
В конце концов, где-то так оно и есть. И в этом, возможно, скрывается ощущение дежавю, предсказуемости всего, что происходит на сцене. Разве что сценография Владимира Карашевского в начале несколько загадочна — черные полиэтиленовые подушки, которые служат как мягкая мебель. На самом же деле это банальные мешки для мусора, в такой мешок при случае элегантно блюет пани Анетта Рей. А в финале эти надутые пакеты, словно тучи или черные глянцевые дирижабли, плавают над головами зрителей. Мол, дрожи, буржуй, сейчас дождь будет!
Актерский состав замечательный: Римма Зюбина (Вероника), Ирма Витовская (Анетта Рей), Анатолий Сомик (Мишель), Александр Ромашко (Ален Рей). В общем спектакль имеет все признаки хорошо сделанной гламурной вещи — некий евростандарт, который можно показывать хоть в Киеве, хоть в Париже, и здесь и там это не будет чем-то неожиданным, сама предсказуемость служит гарантией потребительской ценности, публика любит подобные зрелища. Вместе с тем есть впечатление, что ты смотришь не спектакль Молодого театра, а антрепризу с участием актеров этого театра. Разница между репертуарным спектаклем и антрепризой будто и неуловима, но ощутима. Антреприза (по крайней мере, у нас) рассчитана на ту публику, которая любит не так театр, как артистов. Парадоксально, но факт! Этой публике хочется, чтобы на сцене была комедия, а в ней — любимые телезвезды, от начала до финала. А еще — чтобы был хеппи-энд. Он здесь есть, хоть и своеобразный: в финале все персонажи оплакивают судьбу домашнего хомячка, выпущенного из клетки в неизвестный и жестокий мир, где резня, как уже сказано, вовсе не метафора...
Следующий показ спектакля состоится 18 октября.