Судьба любого творческого коллектива напоминает судьбу любого человека: она может быть счастливой и безоблачной, а может — бесплодной и драматичной, потому что каждый под своей звездой родился.
«Звезда» муниципального камерного хора «Київ» была счастливой, она как будто с самого начала «гарантировала» своему подопечному стабильный и уверенный творческий рост. Парадокс заключается в том, что судьбы, которая выпала хору «Київ», хватило бы на несколько коллективов. И дело даже не в том, что «Київ» сегодня является обладателем нескольких профессионально-специальных рекордов, о которых речь пойдет ниже, а в том, что хормейстер Николай Гобдич и его хористы доказали, что классическое искусство может быть суперуспешным — даже в потребительно- утилитарном смысле.
А теперь о рекордах, за которыми в действительности никто не гнался. Это получилось само собой. Еще в середине 90-х Киевский хор «Київ» попал в Книгу рекордов Гиннесса, из-за абсолютно беспрецедентного случая. На Международном конкурсе хорового искусства в Ирландии — одном из лучших в мире — наш хор набрал 99 баллов и стал победителем. Причем здесь Гиннес? Просто максимальный балл для любого из участников мог составлять не более 90… В 1997 году хор «Київ» был с сольным концертом в «Карнега-холле» в Нью-Йорке, о котором мечтает любая мировая звезда. Среди украинских артистов они были первыми, кто выступал на такой престижной сцене.
Интенсивность концертной жизни хора «Київ» выраженная в количестве и качестве хоровых представлений, также тянет на рекорд. Это — около 900 концертов. Гастрольная география — 20 стран мира. И, наконец, хор «Київ» является абсолютным рекордсменом по собственной дискографии. Двадцать полноценных альбомов за пятнадцать лет существования — этот рекорд пока что не преодолел ни один из хоровых коллективов, ныне сущих в Украине и за ее пределами! Кстати, в этом году хор «Київ» будет отмечать свое пятнадцатилетие в наиболее естественном для коллектива месте — в Национальной филармонии Украины.
Хор, созданный в 1990-м молодым и амбициозным выпускником Киевской консерватории Николаем Гобдичем с самого начала двигался путем новаций, что совсем не было присуще обычным академическим коллективам. Хористы, как и сам Гобдич, были выпускниками консерваторий и музыкальных учебных заведений и горели желанием изменить установившиеся взгляды общества на хоровое искусство. И им это удалось. На каждом выступлении хора «Київ» можно было наблюдать настоящие аншлаги, поскольку каждое представление содержало в себе какие-то новые и неожиданные находки. На неординарность нового киевского коллектива обратили внимание и за рубежом. За первые пять лет существования «Київ» достигает поразительных успехов: Хор становится обладателем золотого диплома Конкурса хоров им. Шумана (Цвикау, Германия, 1992), первой премии Конкурса церковной музыки (Хайнувка, Польша, 1993), гран-при Международного конкурса хоровой музыки (Слайго, Ирландия, 1993), второй премии хорового конкурса (Ланголен, Великобритания, 1994). Принимая участие в различных по жанрам музыкальных фестивалях, хор «Київ» проявлял невероятную гибкость, тонко ощущая стилистику и особенности музыкального письма, превращая даже посредственный материал на мастерски-виртуозный артефакт. Иногда казалось, что у этих 20-ти певцов есть одна коллективная душа, которая, как ангел, способна на чудеса. Сочетание искренности, совершенства и стильности — это и есть тот «краеугольный камень», на котором базируется успех хора «Київ».
«Я пытаюсь делать концерты максимально зрелищными, — говорит Николай Гобдич. — Мечтаю о синтезе звука и света. Хочу, чтобы визуальный ряд, в частности художественное оформление сцены было захватывающим, радовало глаз, ведь речь идет о создании творческого праздника. Если просто петь оба отделения, не оставляя станков — это все-таки слишком архаически. Убежден, что хоровое искусство должно развиваться, опираясь на новые технологии XXI века…»
Действительно, во время концерта хора «Київ» не видно традиционных станков. Исполнители выстраиваются «подковой», делятся на квартеты, поют из-за занавеса, поют, выходя на сцену из зрительного зала и при этом сохраняется прекрасный, почти идеальный вокальный ансамбль. Как хормейстер, Николай Гобдич все время находится в движении, иногда поет соло, иногда «покидает» своих певцов, находясь вне сцены, руководит Хором. Одним словом, он является представителем нового поколения дирижеров, ему удается «вдохнуть» новую жизнь в наиболее консервативный жанр. Насколько классическими являются хоровые спектакли «киевлян», настолько же гибкой и репертуарная политика Николая Гобдича.
Репертуар хора — это настоящий золотой фонд национальной и мировой классики. Здесь музыка средневековья, ренессанса, классицизма, современная музыка включительно с авангардными опусами и фри-джазовыми пьесами. Хронологически все это разнообразие охватывает шесть веков. Похоже, что и это обстоятельство также тянет на рекорд. Однако самой любимой «жемчужиной» хора «Київ» остается музыка украинского барокко. Времена студенчества и первых профессиональных шагов Николая Гобдича совпали с настоящим возрождением «подзабытого» во времена советской власти наследия Березовского, Веделя, Дилецкого и других мастеров эпохи украинского барокко. Впоследствии он приложил немало усилий, чтобы произведения классиков барокко вернуть из забвения и включить в культурный объем. По большому счету именно ради этого и был придуман фестиваль хорового искусства «Златоверхий Киев», который ежегодно проходит в Киеве и выносит на суд слушателей еще и образцы хорового искусства современных авторов. Своеобразным годовым отчетом для Хора «Київ» являются «Рождественские вечера» в Колонном зале им. Н. Лысенко. Это — сказочный спектакль, а с другой стороны, поле для экспериментов, поскольку Николай Гобдич и хористы склонны вольно интерпретировать народные Рождественские обряды и обычаи, всегда находя какие-то новые изюминки.
Однако достойным удивления остается целеустремленное подвижничество хора в делах профессионального рекординга — многочисленной аудиозаписи, которая делалась с целью создания фонографического фонда украинской и мировой классики. И в этой сфере, как выше указывалось, хору «Київ» нет равных. Особенно, если учесть, что в Украине отсутствуют лейблы (аудиокомпании), которые специализируются на изданиях классики… Прежде всего, среди 25 альбомных позиций хора «Київ» привлекает внимание сериал из семи альбомов с эпиграфом «Тысячу лет украинской духовной музыки». Один из них — «Українська літургія» — как будто аккумулирует в себе остальные диски и в то же время раскрывает суть и особенности Службы Божьей. Национальное лицо Литургии формировалось несколько веков. Свято сохраняя канон Византийской литургии, в Украине вырабатывали собственную языково-музыкальную систему, последовательно совершенствуя свой голос во вселенском хоре воспевания Господа Бога. В стремлении создать живую и целостную атмосферу соборности хористы использовали произведения не только разных композиторов, но и разные стили и времена. Именно таким способом построен альбом «Українська літургія». Прекрасное пространство между самыми давними и модерными композициями равно здесь пяти векам. Но ведь, несмотря на стилевую пестроту, этот диск воспринимается как целостный и удивительно гармоничный шедевр. Альбом состоит из церковной музыки Леонтовича, Стеценко, Дилецкого, Березовского, Вербицкого, Бортнянского, Веделя, Гнатишина, многим авторам хор «Київ» посвятил отдельные альбомы.
Другой альбом — «Український Великдень» раскрывает особенности православного празднования Пасхи, которая является «праздником праздников» — торжественным венцом веры. А наше Богослужение — это певческое Богослужение. На диске — 15 композиций, которые демонстрируют весь колорит украинской Пасхи. Последовательность произведений, ясное дело, совпадает с обрядовым действом, а сочетание давних канонических распевов, барочных форм и произведений композиторов-современников создают «цепочку» бесконечности традиции, исполненной страсти и красоты.
Что касается модерного искусства, то из творчества наших современников Николай Гобдич уделяет наибольшее внимание двум авторам — Леси Дичко (альбом «Урочиста літургія») и Евгению Станковичу (альбомы «Літургія Святого Іоанна Златоуста» и «Хорові твори»). Первый диск «Хорові твори» начинают «Псалми» — абсолютно необычные для композитора произведения, глубоко религиозные по сути. Написание «Псалмів» инициировал Николай Гобдич. Дело в том, что на каждом фестивале «Златоверхий Киев» устраивался отдельный концерт — портрет одного из известных композиторов. Так, в 2000 году отдельный концерт был посвящен хоровым произведениям Евгения Станковича. «Прослушав немало каноничных произведений — вспоминает композитор — я пришел к выводу, что многие из них являются анахроничными. Кроме тех, которые были написаны великими людьми. Эталоном для меня является Бах, которого слушал и на концертах, и в соборах. Все его произведения поражают колоссальной энергией, творческой свободой — тем, чем владеют единицы…»
«Псалми» Станковича последовательно исполняли женский, мужской и смешаный хоры. Второй диск «Хорових творів» начинает фольклорная опера «Купало». Премьера оперы должна была состояться еще в 1979 году — во Дворце «Украина». Но после генеральной репетиции — а исполнителями тогда были Государственный симфонический оркестр под управлением Федора Глущенко и Народный хор им. Григория Веревки — оперу по звонку «сверху» запретили. Официально — из-за обвинения в «буржуазном национализме». Спустя годы Николай Гобдич сделал собственную интерпретацию оперы для смешаного хора, которая понравилась композитору. — «Купало» — говорит Станкович — не моя, а народная собственность вот уже несколько тысяч лет. Гобдич сделал свою версию, многое перебросил в хор. Не только масса исполнителей, но и идея произведения стала другой — но такой вариант также имеет право на существование…»
Безусловно, собственное прочтение Николаем Гобдичем получили и классики украинского барокко. Но мы имеем абсолютно совершенные образцы искусства, так сказать, золотую середину среди всех возможных интерпретаций классики. А поэтому — через творчество Николая Гобдича и хора «Київ» — к нам вернулись бесценные сокровища — альбомы с произведениями Максима Березовского, Артемия Веделя, Михаила Вербицкого, Дмитрия Бортнянского и других не менее знаменитых композиторов.