С Италией у Татьяны Тимофеевны Деревянко связаны самые
приятные воспоминания. В прошлом году на кинофестивале в городе Парденон
она была удостоена престижной в кинематографическом мире премии Домино
Митри — известного итальянского режиссера. Вручена она была «за выдающийся
вклад в мировое кино». Татьяна Деревянко — единственная в Украине обладательница
этой почетной награды. А между тем широкой публике ее имя наверняка знакомо
мало. Что ж, Татьяна Тимофеевна взяла на себя нелегкую и очень нужную миссию
— быть хранительницей памяти об Александре Довженко, Иване Кавалеридзе,
Наталье Ужвий, Сергее Параджанове, Иване Миколайчуке и многих других украинских
кинематографистах. Вот уже сорок один год она является директором музея
Национальной киностудии художественных фильмов имени Александра Довженко.
Будучи страстным пропагандистом украинского кино, сама Татьяна Тимофеевна
остается в тени великих имен. Но не будь ее настойчивости, вряд ли бы музей
смог пережить все экономические трудности, обрушившиеся в последние годы
на отечественный кинематограф в целом и студию в частности.
А музей-то уникальный. И не на энтузиазме Татьяны Деревянко
и малочисленного штата он должен держаться. Конечно, чем может помогает
директор студии Николай Мащенко. Не забывает заместитель министра культуры
Анна Чмиль. Но их возможности, увы, весьма ограничены. Во всяком случае
средства на пополнения музейных фондов просто негде взять. Сохранить бы,
что есть. А это — более 300 персональных архивов, среди которых творческие
биографии ведущих кинематографистов Украины, литературные и режиссерские
сценарии разных лет, стенограммы обсуждений фильмов, монтажные записи,
эскизы декораций и костюмов, афиши и плакаты, альбомы с кинопробами...
Одним словом, настоящий клондайк для всех, кто изучает историю кино, будущих
режиссеров, художников, операторов.
Но самое удивительное, что здесь все же ухитряются при
полном безденежье пополнять фонды. Думаю, прекрасная репутация музея и
в немалой степени самой Татьяны Тимофеевны — бережной и бережливой собирательницы
играют не последнюю роль. Многие кинематографисты и члены их семей бесплатно
передают в музей архивы, документы, фотографии, воспоминания, понимая,
что здесь-то они наверняка будут в сохранности и продолжат свою жизнь как
часть истории украинского кино, до которой, похоже, вне студийных стен
и дела никому нет. Словом, спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
А государство может в очередной раз преспокойно наблюдать за всем происходящим,
прохлаждаясь на берегу. Это в Италии хранителям истории дают награды...
Этот музей примечателен еще и своей атмосферой. Он занимает
несколько небольших комнат в так называемом «Щорсовском корпусе», построенном
в 1936 году специально для съемок фильма «Щорс» Александра Довженко. Здесь
расположен мемориальный кабинет мастера, экспозиционные залы. Но — никакой
напыщенности, забронзовелости. Всегда радушно и по-домашнему приветливо
и потому всегда — бурление жизни. Даже в самые нелегкие для студии времена,
когда кинопроизводство фактически замерло. Жаль, что за подобную деятельность
еще не придумали наград.
Недавно Татьяна Тимофеевна вновь ездила в Италию. На этот
раз в Болонью на фестиваль свободного кино. Его девизом были слова «фильмы,
которые до нас дошли». Уникальные ленты, созданные с начала века и по 50-е
годы. Их представляли киноархивы разных стран. Кроме нас, впрочем. С киноархивом
да и вообще с памятью у нас давно не все ладно. Правда, есть договоренность,
что на будущий фестиваль Украину пригласят с фильмами Дзиги Вертова, Ивана
Кавалеридзе и, может быть, кого-то из современных режиссеров.
Но все же главный проект, которым уже не первый год болеет
Татьяна Деревянко, остается пока нереализованным. Двадцать лет музей собирает
материалы о первом, но утерянном фильме Александра Довженко «Вася-реформатор».
Огромную работу проделал известный оператор Эдуард Тимлин, который реставрировал
чудом уцелевшие кадры. То есть практически все готово для создания фильма
о фильме. Более того, он уже включен в программу Берлинского кинофестиваля
2000-го года (этой картиной должна открываться ретроспектива Александра
Довженко). Дело осталось за малым — найти деньги на этот проект.