Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Художественный перекресток

Одним из первых в Киеве закрыл сезон театр «МІСТ»
5 июля, 2013 - 17:44
ПЕРФОРМАНС «ШАРАДЫ ПОМЕРАНЦЕВА» ДЕМОНСТРИРУЕТ, ЧТО СЦЕНА – ЭТО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, МИР ФАНТАЗИИ / ФОТО ИЗ АРХИВА ТЕАТРА «МІСТ»

Особой «изюминкой» завершения сезона можно назвать спектакль-перформанс «Шарады Померанцева» - сценического авторства «двух Юлий» - режиссера-постановщика и художника Юлии Лазаревской и режиссера-хореографа Юлии Гасилиной. Странствующий театр, открытый для новых экспериментов и площадок, показывал спектакль в новых пространствах - сначала в Центре «Мастер-класс», а затем как главное «зрелищное» событие на открытии Книжного Арсенала. Этот оригинальный художественный проект продолжил своеобразную тональность сезона – визуально-музыкально-пластическую, где текст не доминирует, а провоцирует фантазию в других измерениях. Как ни парадоксально, но, несмотря на «легализацию» перформанса, он до сих пор остается в Украине экзотикой, а не постоянной художественной реальностью, а его мультихудожественная версия, где в равноправный поединок вступают поэзия, музыка, видеоарт и собственно театр - особенно редкостная и поэтому ценная.

Видимо, не литературной основой, а, скорее, «провокацией» зрелища стал поэтический сборник Игоря Померанцева с говорящим названием «Гомо эротикус» (издательство «Дух і літера»), а непосредственным «провокатором» стала переводчица книги на украинский язык Диана Клочко. Цитируя Юрия Андруховича, его «поэтические курватуры являются чрезвычайно увлекательным вызовом для украинского языка». И это неслучайно, ведь писатель, который пишет на русском, а живет в Чехии, родом из Черновцов. Собственно, название «Шарады» уже предусматривает своеобразную изысканную интеллектуальную игру, в которую вовлекаются и различные мастера искусств, и зрители, а вдохновляет всех мифический и вездесущий «гомо эротикус». По словам автора книги, который в финале премьеры, надев лавровый венок, тоже стал частью перформанса, «гомо сапиенс» может перестать думать, а «гомо люденс» играть, а вот «гомо эротикус» продолжает жить в каждом из нас в тонких измерениях человеческого естества.

Представление театра «МІСТ» ничего не навязывает, а предлагает определенное образное открытое пространство, в котором интересно находиться и фантазировать. Изменчивость и разноцветность эротики презентуют причудливыми ожившими картинами создатели проекта, но без всякой пошлости – скорее, сдержанно и «полутонально». «Шарады Померанцева» предлагают ассоциативный диалог: избранные поэтические миниатюры в «закадровом» и немного мистическом актерском исполнении Василия Шандро резонируют со стилистически разнообразной музыкальной партитурой - от Пёрселла до Губайдулиной - и подвижными визуальными образами на большом экране - движения какого-то непостижимого вещества. Вода, плазма, мясо или просто абстракция? Важно - не что это на самом деле, а как эмоционально откликается ...

Художественные образы Лазаревской и пластические этюды Гасилиной совместно с 13-ю актерами театра «МІСТ» не иллюстрируют поэзию, а, скорее, продолжают полет фантазии в других пространствах. Полет не только образный, но и «буквальный». Так слова поэта о том, «что любовь - это хитрая и жалкая птица Феникс», спровоцировали рождение пластической миниатюры, где Людмила Травенникова и Екатерина Ильченко с огромными белыми крыльями, скорее насекомые, чем птицы, создают сюрреалистическое действо страсти и свободы, одиночества и единения. В другой сцене любовь приобретает образ причудливого танца велосипедистов (Екатерина Ильченко и Александр Пащенко), развивая образ «поцелуя года», где «велосипедист на лету поцеловал в плечо велосипедистку». Наиболее экзотично выглядела сцена индейских соревнований, которая завершилась, как обычно в любви, «трубкой мира». А наиболее страстной и иронической – «офисная» импровизация о «курве» (актриса Анжела Данильчук), которая играет одновременно с тремя коллегами, оживляя «марионеток» из кабинетного шкафа на колесиках - именно она получила лавину аплодисментов. Вместе с тем не менее интересной и яркой стала сцена своеобразной «музы» в изысканном платье из листов-черновиков (Лилия Кокурина), которые обрывает поэт (Александр Герасимов). Разнообразные пластические этюды объединяются в единое действие своеобразными «дзанни» в античном стиле в плащах и на котурнах (Александр Герасимов и Дмитрий Левенко), настоящими и иллюзорными музыкантами с экзотическими инструментами - иронической театрализации современного перформанса. Постмодернистская игра с разными  временами и культурами органично переплетается в представлении.

Перформанс «Шарады Померанцева» стал своеобразным «художественным перекрестком» и демонстрирует, что сцена - это, прежде всего, мир фантазии, который часто больше говорит о тончайших движениях человеческой души, нежели о достоверном уподоблении реальности. Куда отправится созданный перформанс - еще под вопросом, но очевидно, что это путешествие будет интересно зрителям, ведь «гомо эротикус» и художественные образы объединяют всех нас независимо от возраста, пола, политических взглядов и национальности.

Надежда Мирошниченко
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ