Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Художник стекла

15 августа в Национальном музее украинского народного декоративного искусства откроется выставка Вячеслава Дудина
15 августа, 2019 - 10:12
КОМПЛЕКТ «ДАЧНЫЙ».1983 Г. ЦВЕТНОЕ СТЕКЛО, ГУТА

Вернисаж посвящен 70-летию со дня рождения художника. О многолетней эволюции творчества талантливого киевского мастера художественного стекла и керамики Вячеслава Викторовича Дудина (1949-2018 гг.), который родился вдалеке от Украины, — в Нижнем Новгороде (тогда г. Горький), можно коротко рассказать, если позаимствовать у гениального Александра Блока ритм стихосложения в известном его восьмистишии 1912 года: «Ночь, улица, фонарь, аптека...».

В 1960-х Вячеслав очень сильно увлекся искусством авангарда, познавая его магию через живопись, музыку, кино, театр. Ему невероятно хотелось в большие города — центры культуры, которые увлекали своими многочисленными музеями, экспозициями выставок современного искусства, где больше всего поражали стекло и керамика, которые казались ему чрезвычайными, неземными, нерукотворными. Тогда же появились первые кумиры в «высоком» искусстве: Петров-Водкин, Рублев, Пикассо, Боттичелли, Дали, творцы непосредственно «метафизического искусства» — итальянцы де Кирико, Моранди, Карра.

Однако, невзирая ни на что, делом жизни В.Дудин избрал стекло, которое заполонило его таинством своего создания. Поэтому он оказался в Ленинграде — в Высшем художественном училище им. В. Мухиной, которое «богема» окрестила «Мухой». Питер, белые ночи, «Муха», элитарное экспериментальное искусство андеграунда невероятно увлекли начинающего художника. Невский проспект, Эрмитаж, каналы, дворцы — сам дух царственного города пьянил впечатлительного юношу.

Мозаика из культур большого прошлого: императорский фарфор и стекло, Босх, Брейгель, искусство авангарда в сочетании с эстетическими впечатлениями современности — от пронзительной музыки «Beatles», от декоративного искусства Прибалтики, непохожего на советское (утонченной эстонской керамики, могучего литовского стекла, изысканного латвийского текстиля), — вкус этого божественного коктейля он чувствовал до последнего вздоха, даже когда его постигла тяжелая неизлечимая болезнь.

КОМПОЗИЦИЯ «ПОЛНАЯ ЛУНА». 1984 Г.

По иронии судьбы, после отличной защиты диплома в аристократически суровом Петербурге, В. Дудин попал в Среднюю Азию — на завод «Миконд» в Ташкенте. За 13 лет работы там создал отдел, который и возглавил. Подобрал коллектив художников, мастеров, которых учил так, как в свое время учили его виртуозы стекольного дела — профессор В.Ф. Марков и К.М. Митрофанов. Постепенно никому не известный завод превратился в бренд с красивой репутацией дизайна и качества художественного стекла. Это и стало причиной «привлекательного предложения» из Украины — занять  должность художника, а в дальнейшем и главного художника легендарного Киевского завода художественного стекла.

Вячеслав был влюблен в Киев смолоду, видя в нем черты сходства с Парижем, с дорогим его душе Питером, с родным Нижним Новгородом. Киев стал городом его успеха. За 20 лет жизни в нем заслуженный художник Украины Вячеслав Дудин создал свои лучшие произведения музейного уровня, которые хранятся в Национальном музее украинского народного декоративного искусства .

КОМПОЗИЦИЯ «ВИРТУАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ». 2009 Г. СТЕКЛО, ГРАВИРОВКА

 

В 1990-х, когда Украина переживала развал художественной промышленности, остановился в 1997 г. и Киевский завод художественного стекла. На протяжении еще пяти лет Вячеслав Викторович, как преданный рыцарь, защищал экспериментальный участок завода от разорения, спасал уникальную коллекцию заводского музея. И добился вместе с народным художником Иваном Зарицким (1929-2009 гг.), чтобы все стеклянные и хрустальные шедевры киевских мастеров были переданы для экспонирования в Национальный музей истории Украины.

В 2000-х В. Дудин переходит из фирмы на фирму, использует отчаянные попытки возродить киевскую школу художественного стекла, и последним его прибежищем стала частная фирма «АртГласс», которая вселяла надежду талантливому художнику на светлое будущее украинского «искусства огня».

КОМПОЗИЦИЯ «ДЕФИЛЕ». ЦВЕТНОЕ СТЕКЛО. 2000 Г.

 

Вячеслав Викторович в одном проявлял постоянство: в сохранении в творчестве неизменно экспериментальной тональности, что нередко имело смелый концептуальный характер (композиция «Виртуальный диалог», 2009 г.). Этим он был и остается интересен зрителю, восхищая его высокопрофессиональным владением материалом, который неизменно подчинялся прикосновению рук художника (комплект «Дачный», 1983 г.; композиция «Полная луна», 1984 г.; «Картинки из ярмарки», в 2009 г.).

Мастер, который при жизни познал и раскрыл по-видимому все тайны, скрытые в художественном стекле, что в течение длительного творческого пути позволяло ему быть таким разносторонним и разноплановым, часто будто и не похожим на себя (композиция «Дефиле», 2000 г.) Именно таким — удивительно разным высоким профессионалом презентует художника юбилейная выставка в залах Национального музея украинского народного декоративного искусства, коллектив которого неизменно бережет память о незабываемом киевском творце волшебного стекла Вячеславе Дудине.

Выставка продлится до 15 сентября.

Зоя ЧЕГУСОВА. Фото предоставлены организаторами выставки
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ