Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Художник — заложнику,

13 декабря, 2001 - 00:00

В эпоху глобального рынка информации презентация современного искусства требует использования новых технологий. Это неизбежно меняет стратегию показа произведений искусства. Музейная экспозиция превращается в консультационный центр, предлагая новые возможности прямого доступа заинтересованного зрителя к новым артефактам. Так мы незаметно оказываемся на пути к интеркультурности информационного общества недалекого будущего.

Совместная выставка Институции нестабильных мыслей и Музея культурного наследия «Жартома» — симбиоз отдельных культурных традиций. А также — поиск их правильного соотношения с культурными возможностями технологий. Собственно техническую базу для этого предоставила компания Philips.

Проводник современного искусства — куратор — поднимает определенную проблему, очерчивает какую-либо идею, которая должна быть убедительно и четко выражена. Куратор Наталия Филоненко уже не первый раз создает интернациональные проекты с участием украинских, русских художников и художников диаспоры. При закладке логической идеи своего проекта Наталия Филоненко прибегает к хитрости демиурга, призванной преодолеть неизбежную тленность материи, ибо в информационных реалиях парадокс «нет ничего материальнее мысли» приобретает новое звучание. Эта хитрость возникает из трех элементов: универсальных качеств человеческой души (хороший, плохой, злой, а в данном случае — смешной), способности испытывать живое удовольствие и присущей душе страсти. Взгляд куратора на перечисленные вещи непредубежденный, наверняка поэтому и подход — очень энергичный. Динамика построения экспозиции присуща всем проектам Филоненко. Это профессиональный авторский почерк работы над упорядочиванием механизмов- объектов в их ассоциации с удовольствием и страстью. Зрителю легко и лестно подключаться к игре-работе в соответствии с замыслом художника и естественными свойствами наличного материала.

Из пяти представленных на выставке разных по стилю, качеству, но непременно остроумных видеопроектов изяществом выделяется «Скромность великого значения» Аркадия Насонова (Амстердам). Он — один из сотни с лишним комиссаров международной группы «Облачная комиссия», работающих по всей Европе. Видео Насонова — плод ручной анимации: художник в определенном направлении расчесывает пальцами ворс двух автомобильных ковриков с портретами братьев Кеннеди. Камера фиксирует результат этого рукопашного возбуждения: необычную мимику, щекотливое подмигивание и детский лепет бренд-политиков. Завершает впечатление музыкальное оформление Арт-DJ «Рыбы» (Дмитрия Белоярцева) в модном стиле easy listening.

Проект «Художник — заложнику» Игоря Гусева (Одесса) разрушает стандарты экспозиции, как если бы обыденность музейной жизни была нарушена нападением, ограблением, захватом заложников. В одном из залов все экспонаты сняты со стен и поставлены на пол. Для того, чтобы, оказавшись в деликатном положении — лежа на полу — как, судя по фильмам, это обыкновенно бывает при налетах — пострадавшие могли не скучать, но рассматривать произведения искусства. Забота художника о заложниках, хоть в ироничном контексте, свидетельствует о сочувствии.

Еще один участник выставки — Сергей Ануфриев (Москва) — просто классик постсоветского концептуального искусства. Он состоит в московской группе «Инспекция Медицинская герменевтика». Творчество медгерменевтов наукообразно. Дискурсивным методом — путем логических умозаключений — они работают в сфере синтеза изобразительного искусства, философии, литературы. Несмотря на очень широкое использование в отечественном искусствознании термина «концептуальное искусство», правильно отделять его от видео-арта, минималь-арта, перфоманса и прочих направлений современного искусства. Концептуальное искусство играет со смыслом мирового порядка, его прошлого, настоящего и будущего, который вовсе не исчерпал до конца заложенных возможностей. Оно апеллирует к идеям, к идеям отношений и отношениями между идеями, формируя нереальный мир. По отношению к нему мы, зрители из обыденного предметного мира, — случайность.

В качестве музейных экспонатов в стеклянных витринах Сергей Ануфриев представил серию «Волшебные предметы»: волшебную палочку, яйцо Кощея Бессмертного и шапку-невидимку. Если играть по ироничным правилам московской концептуальной школы, этот набор предметов можно обозначить термином «парамен». Согласно «Дополнительному словарю С. Ануфриева», парамен — это «мнемический букет», то есть связка впечатлений, сохраняемая памятью». В данном случае — памятью почти генетической. Сказочный парамен Ануфриева стал достоянием киевской публики, очевидно, мечтавшей об этом с детства. Но визуальная версия такого мощного парамена несет в себе опасность отвлечь зрителя от всех мыслимых занятий, и угроза шальной идеи ограбления музея значимо возрастает. Куратор выставки Наталия Филоненко предусмотрела и это.

Наталия СМИРНОВА, искусствовед, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ