Это 60 литературных портретов композиторов, с которыми автор «пребывал в личном или виртуальном — через континенты или через века — контакте». «Хвала работодателям» (издательство Laurus) — восьмая из вышедших в свет книг писателя и дирижера Романа Кофмана. Свою новинку автор представил в киевском клубе книголюбов «Суббота у Бегемота». Свободных мест в зале не было. Участникам вечера выдалась возможность услышать редкую «партию» маэстро — чтение вслух. Публика собралась самая отзывчивая к слову: один из старейших в Киеве клубов, созданный при Литературно-мемориальном музее Михаила Булгакова, сегодня действует при поддержке Парламентской библиотеки Украины, и в 2016 г. отметит свое 25-летие. Гостя представил Анатолий Кончаковский, один из основателей, председатель клуба и первый директор Музея Булгакова.
«Писать я начал намного раньше, чем заниматься музыкой, — признался Роман КОФМАН. — Кроме того, дирижер — профессия «вторичная», переходная от композитора, который действительно является творцом, — к слушателю, дирижер исполняет роль посредника. А занятие литературой — это занятие творческое, в полном смысле слова.
Первое свое литературное произведение я написал, когда мне было семь лет, в городе Коканд Узбекской республики, и датируется оно 7 ноября 1943 года, следующим днем после освобождения Киева. Это очень патриотичное стихотворение стало моим первым изданным сочинением, потому что я сам издавал дома общественно-политический журнал, в котором можно было найти все, что угодно, вплоть до карты военных действий в Северной Африке, где английская армия генерала Монтгомери теснила гитлеровцев. Далее был огромный перерыв в моей работе пером, потом я писал, но никому не показывал. И только последние 20 лет кое-что стало появляться (последняя фраза обозначила поле, вместившее в себя сразу ставшие бестселлерами издания «Книга небытия», «Пасторальная симфония, или Как я жил при немцах» и «Так будет всегда». — О.С.).
Указанные в названии «работодатели» — это композиторы, благодаря которым я и моя семья имеем средства к существованию. А в посвящении, которым открывается книга — «Иосифу Гутману, человеку, благодаря которому я познал вдохновение», — звучит имя моего педагога по скрипке...».
Когда Р.И. Кофман читал главы из книги, происходившее напоминало концерт: солист исполняет произведение, вот отзвучал финал — и зал замирает, проживая мгновения особой тишины, а далее — аплодисменты. Аналогия с концертом не случайна: в этом сезоне маэстро уже осуществил ряд блестящих проектов с Киевским камерным оркестром и Симфоническим оркестром Национальной филармонии.
Кофман исполнял свою прозу, как музыку! Слово, напечатанное на бумаге и прочитанное, звучало, пело, творило мелодию, властно увлекающую тебя в мир, как будто нереальный — и абсолютно живой. Таков уникальный слог автора, стиль, способ письма. Короткие эссе — несколько штрихов к портрету, факт биографии, комментарий, и вот, как в луче волшебного фонаря, звезды становятся ближе — Бах и Моцарт, Бетховен и Мендельсон, Дворжак и Григ, Рахманинов и Стравинский, Канчели и Пярт. И наши прекрасные соотечественники — Лятошинский, Губаренко, Бибик, Сильвестров, Скорик, Станкович, Щетинский.
В одной книге Р.И. Кофману удалось: расшифровать свой ответ на вопрос: «Кто ваш любимый композитор?» — «Иоганн Себастьян Бах и другие». Объяснить, почему ему очень хочется сыграть цикл «Все симфонии Гайдна». Поблагодарить Александра Глазунова за скрипичный концерт и Адажио из балета «Раймонда», но более всего за участие в судьбе Яши Хейфеца — «кумира всех скрипачей моего поколения». Начать одну из глав фразой «Валентин Сильвестров замечательно играл в футбол». Рассказать, как Николай Дремлюга выиграл в бильярд у председателя поселкового совета кусок леса для Дома творчества композиторов под Киевом. С умело скрываемой, но всегда ощутимой нежностью написать о тех, кто ее достоин, например, о Юдифи Рожавской, которая посвятила пятидесятилетию СССР два своих самых крупных произведения: оперу «Сказка о потерянном времени» и балет «Королевство кривых зеркал».
Выбирайте, что подарит вам чтение: невероятное ощущение процесса, приносящего радость и новые — нескучные знания, спасительные оазисы раритетного «кофмановского» юмора, желание немедленно услышать музыку самых лучших в мире работодателей. А еще хочется, подобно генерал-майору Комаровскому-Бионкуру из Булгаковского «Театрального романа», бросить все и — поступить в консерваторию! Говорят, есть на Земле страны, где это можно сделать в любом возрасте.