Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

И снова Дон Жуан

14 февраля, 2006 - 20:08
ДОН ЖУАН (АЛЕКСАНДР КОБЗАРЬ) И ДОННА АННА (НАТАЛЬЯ ОЗИРСКАЯ) / ФОТО ИЗ АРХИВА ТЕАТРА

Вчера, в День всех влюбленных, Театр на Левом берегу Днепра показал спектакль «Соблазнить, но не влюбиться» по пьесе Эдварда Радзинского «Окончание Дон Жуана».

Эдвард Радзинский считает, что исторические личности не умирают — они приходят вновь и вновь, чтобы исполнить на земле свою миссию. Это реинкарнация, карма, ход истории по кругу — называть можно как угодно. Вот и в спектакле молодого киевского режиссера Максима Михайличенко перед нами новейшее воплощение героя-любовника всех времен и народов — Дон Жуана. Собственно говоря, чем Дон Жуан — не пророк? Он проповедует любовь. Своеобразно, но так естественно, ибо он сам часть природы.

Пульсирующая кровь этого спектакля — музыка Юрия Михайличенко, в которой и бесконечная философия Вселенной, и вечная мудрость Земли. А душа — в замысле Максима Михайличенко — режиссера, который, кажется, понял самого Дон Жуана.

Дон Жуана ХХ века зовут кратко и современно — D.J. (Ди Джей). Но ему явно непросто смириться с новым устройством мира, ведь, по сути, Дон Жуан (он же Парис, он же Казанова) — романтик, готовый ради женщины на любые подвиги. В его руках серебряный кубок — чаша Грааля — символ священного женского начала. Дон Жуан (Александр Кобзарь) не забыл ни одной своей возлюбленной — он вдыхает аромат вина и вспоминает, вспоминает, вспоминает... Такое удовольствие от напитка богов способны получать только истинные ценители, истинные знатоки...

Миражи-воспоминания, словно осколки прошлого, собранные настоящим в один причудливый узор, переданы танцами невенчанных невест Дон Жуана (балетмейстер Ольга Рогова). Выхваченные из разных эпох красавицы танцуют свой танец страсти с главным мужчиной своей жизни, и для каждой он особенный. Правда, создается впечатление, что актрисы в пластическом рисунке чересчур рационально пытаются оправдать свои движения, забывая, что танец во многом — сфера души, сфера чувства.

Каждый спектакль строится по закону причинно-следственных связей. Череда событий, повторяющаяся три тысячи лет подряд — это уже кармическая формула (Дон Жуан + Донна Анна = смерть Дон Жуана от руки Командора). В этой самой формуле очень часто забывают о маленьком «плюсике» — слуге Лепорелло, который всегда помогает своему хозяину. Но в этот раз Лепорелло на авансцене. Искрометный и безудержный Михаил Кукуюк бессовестно перевирает текст пьесы и балагурит на сцене. Но, ей Богу, большим хитрецом слугу представить себе просто невозможно! Впрочем, Командор — тоже личность весьма и весьма колоритная — абсолютно узнаваемый типаж современного бизнесмена, который уверен, что весь мир принадлежит ему.

Философ Дон Жуан в белой рубашке и потертых джинсах захочет переписать свою вечную историю, но едва ли справится с тем, чего никак не ждет...

Ирина ВРАТАРЕВА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ