В эти дни в Национальной филармонии проходит Музыкальный фестиваль, посвященный 80-летию НСКУ. На высокой волне недавних громких празднований ряда юбилеев: 70-летия Евгения Станковича и Михаила Степаненко, 75-летия Валентина Сильвестрова, — культурно-общественный резонанс от которых вышел далеко за пределы Киева, Национальный Союз композиторов Украины готовится к своему празднику.
Именно ноябрь далекого 1932 года считается точкой отсчета исторического развития этой уникальной творческой организации, прошедшей сложные этапы поисков профессиональной самоидентификации — от Всеукраинского музыкального общества им. Леонтовича (1922 г.), Всеукраинского общества революционных музык (1928 г.), Союза советских музык Украины (1932 г.), Союза советских композиторов Украины (1939 г.), Союза композиторов Украины (1957 г.) и, наконец, в 1999 году получившей статус «национальной». Собственно, по случаю этой почтенной даты НСКУ в Национальной филармонии Украины состоятся «Юбилейные ассамблеи», в рамках которых в исполнении ведущих столичных коллективов — камерных хоров «Киев» и «Крещатик», а также академического хора им. П. Майбороды (5 ноября) — будут звучать произведения Б. Лятошинского, Е. Станковича, Б.Фильц, В. Мужчиля, И. Щербакова, В. Сильвестрова, В. Степурко, Л. Дичко и других современных украинских композиторов. А 5 ноября на сцену выйдет Национальный ансамбль солистов «Киевская камерата», чтобы презентовать камерные произведения М. Скорика, Г. Ляшенко, О. Козаренко, В. Зубицкого и других авторов.
Актуальные проблемы функционирования НСКУ в современных условиях и глобализационные мировые тенденции будут обсуждаться на круглом столе «Ассамблей», а заключительное праздничное заседание Правления НСКУ станет своеобразным восклицательным знаком юбилейных торжеств.
Сегодня в рядах Союза композиторов творят высокое академическое искусство музыки два Героя Украины, 22 народных артиста Украины, 66 заслуженных деятелей искусств, 5 академиков, 6 членов-корреспондентов АИУ, 15 Шевченковских лауреатов, 36 докторов наук, 63 профессора, 25 лауреатов Премии им. Лысенко, 13 лауреатов Премии им. Лятошинского, 21 лауреат Премии им. Ревуцкого и так далее. В составе нынешнего Союза действует 286 композиторов и 168 музыковедов — это мощный локомотив национальной элиты. Впрочем, имея за плечами непрерывную и непростую историю, огромные достижения в сфере академической музыки, сегодняшняя жизнь этого творческого объединения весьма далека от долгожданной стабильности и желаемой финансовой определенности.
О состоянии Союза композиторов в контексте реалий современности и о его будущем — наш разговор с председателем правления, первым секретарем НСКУ, композитором Игорем ЩЕРБАКОВЫМ.
— В настоящее время Союзу приходится заниматься организацией концертного исполнения музыки наших композиторов, в частности, через организацию фестивалей, юбилейных концертов и так далее. Стоит подчеркнуть, что Министерство культуры только осуществляет финансирование этих мероприятий. Кроме Союза композиторов, в Украине не существует больше структур (типа официальных фондов), которые занимались бы устроительством концертов академической музыки. К тому же, у нас до сих пор нет закона о меценатстве. То есть уже этим определяется важная функция Союза композиторов для поддержки в Украине академической музыки. Ведь, судя по реалиям, она не является приоритетом нашего государства, а развиваются жанры массовой музыки...
— В мире существуют примеры иного отношения государства к академическому искусству?
— Если сравнивать картину взаимоотношений государства и композиторов академического направления, скажем, в Польше, то там ежегодно государство выделяет Союзу композиторов (являющемуся очень мощной структурой) около трех миллионов долларов на развитие академической музыки (против наших ежегодных 250 тысяч гривен)! И Польский союз собственноручно финансирует свои фестивали, притом что 20% стоимости от их проведения остается у него. Это, разумеется, поднимает престиж академической музыки. Кроме того, власть поддерживает молодых композиторов, поощряя их профессиональный рост стипендиями. Понятно, что такое положение вещей обеспечивает определенную свободу действий: Польский союз в состоянии гарантировать достойный прием у себя музыкантов из других стран и широко популяризировать свою музыкальную культуру за рубежом.
— А какая ситуация наблюдается сейчас в постсоветских странах?
— Например, в Литве ситуация идентична, хотя существуют и некоторые трудности, подобные нашим. Однако Литовский союз пребывает в мировом музыкально-информационном поле, и, находясь в Евросоюзе, чувствует усиленное внимание к себе со стороны евросообщества, заботящегося о вопросах академического искусства. Он имеет серьезную базу для изготовления компакт-дисков, всевозможных печатных изданий, буклетов, рекламы и тому подобное. В Азербайджане власть платит композиторам для написания музыкальных произведений около 30 стипендий в размере средней месячной зарплаты (около 300—400 евро). Например, в России существенную помощь композиторам оказывает РАА — агентство по авторским правам: оно выделяет средства на проведение концертов, выпускает свой журнал, посвященный фестивалю и тому подобное.
— На ваш взгляд, когда в Украине произойдет сдвиг в плане большей заинтересованности властных структур в развитии и функционировании национальной академической музыки?
— В этом году наметилась определенная динамика в наших взаимоотношениях с Киевской администрацией, в частности, с председателем КГГА Александром Поповым. И это стало ощутимо во время проведения фестиваля «Музыкальные премьеры сезона», который обрел новый более масштабный формат. Несколько встреч мы имели и с вице-премьер-министром Украины Раисой Богатыревой. Возможно, со временем нам удастся решить и больной вопрос закупки композиторских партитур, то есть авторских гонораров. Сейчас украинский композитор считает себя счастливым, если услышит исполнение своего опуса, не мечтая о гонораре! И снова не могу не вспомнить соседку-Польшу, где на этот год властью было выделено два миллиона злотых (около 600 тысяч евро) на закупку музыкальных партитур. При этом диапазон одноразового гранта колеблется от 2000 евро до 15 000 евро, что включает одновременно гонорар и финансирование исполнения произведения. И как тут не увидеть отличие положения художника и композитора? Ведь художник может в любой момент собственноручно продать свое полотно — это материальный предмет, в то время как композитор, написав симфонию, может рассчитывать лишь на поддержку властных структур... Кстати, в Великобритании в этом году выделено 10 миллионов фунтов стерлингов на закупку музыкальных партитур, во Франции — 5 миллионов евро. Вот где настоящая поддержка государства! В Украине же самый крупный гонорар составляет аж... 6000 гривен! Как говорят — «Почувствуйте разницу»!
И все же благодаря фестивалям, которые организовывает Союз композиторов, даже при скромной финансовой поддержке Министерства культуры нам удается высоко держать планку отечественной академической музыки, в частности, за счет высокопрофессиональных исполнителей.
Нам, в конце концов, необходимо найти способ решения правовых коллизий вокруг академической музыки и достичь того, чтобы отечественное законодательство не мешало, а наоборот — способствовало развитию украинской музыкальной культуры, в то же время поднимая престиж нашей академической музыки на международном уровне.