Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Игры со временем

В «Молодом театре» состоялась первая премьера нового 43-го сезона
22 сентября, 2021 - 14:15

Спектакль-бенефис Лилианы Ребрик «Инъекция бессмертия» поставлен по мотивам известной пьесы Карела Чапека «Средство Макропулоса». Игры со временем – едва ли не самая соблазнительная тема в литературе, искусстве. Самая неопределенная с научной точки зрения категория, абстрактное понятие времени беспокоит человечество давно: практически во всех религиях присутствуют тема бессмертия. От античной мифологии до настоящего время от времени появляются образцы художественных попыток осмыслить время. Человек, по сути, является создателем этого понятия, поэтому и не оставляет попыток научиться управлять временем, и за рамки фантастики они так и не вышли. Если назвать несколько самых популярных литературных произведений - «Фауст» И.Гете, «Портрет Дориана Грея» О.Уайльда, «Загадочная история Бенджамина Баттона» Ф.С. Фицджеральда - пьеса Карела Чапека «Средство Макропулоса» занимает ведущее место среди попыток интерпретации времени. Каждый из этих сюжетов неоднократно воплощался и переосмысливался на драматических и музыкально-драматических сценах. То, чего не можешь понять, постоянной занозой сидит в сознании. Интересно в этом смысле сравнение понятия времени с понятием Бога как высшей сущности, которую человеческое сознание не способно познать, а только определенным образом интерпретировать. Так же, как вера приводит человека к Богу, образ которого доступен нам в иконах, так смена событий приводит человека к понятию времени, которое измеряется часами, которые и являются иконой времени.

***

Пожалуй, лучшего сюжета для бенефиса универсальной актрисы, которая демонстрирует прекрасное владение пластикой, дикцией, музыкальностью, не найти. По форме постановка приближена к мюзиклу, но не перегружена пением, танцевальные же моменты, поставленные Андреем Диким, тесно завязаны на интерпретации сюжета: они не несут декоративной функции, а преимущественно характеризуют определенные состояния и настроения героев, в основном героини Лилии Ребрик - Эмилии Марти. Несмотря на то, что пьеса написана 100 лет назад, ее актуальность не теряется. Тема произведения - время, герои - так или иначе занимаются темой времени.

Героиня Чапека в отличие от канонизированного во всех жанрах борца со временем и искателя бессмертия доктора Фауста, шанс на вечную жизнь получает не по собственному желанию: можно сказать, она становится жертвой медицинского эксперимента, как подопытный кролик. Она не знает, что ей делать с таким неожиданным подарком, все 300 лет (в спектакле «Молодого театра» - 400, потому что действие перенесено в наше время) она теряет время, эксплуатируя минимум своих способностей и качеств, которые ей достались от природы и жизненных обстоятельств. Красота, сценический талант, соблазнительность и... равнодушие! Ее притягательность для окружающих отточена множеством романов, ее сценическое мастерство доведено до абсолюта, но в этом нет главного - души. Она боится больших чувств, серьезных отношений. Она рожает детей, но зная, что переживет их, бросает и о дальнейшей их судьбе не переживает. Ее желают, любят, боготворят, а ее это только раздражает. Она томится жизнью, но при этом панически боится смерти. С тем, что душа стареет, она, как натура неглубокая, мирится, а вот внешние признаки старения ее ужасают. Кто чем готов пожертвовать, кто на что идет ради молодости - современное обширное медийное пространство демонстрирует бесконечный перечень запросов и предложений. Это действительно какая-то чума современности - индустрия омоложения.

Пьеса «Средство Макропулоса» неоднократно воплощалась как на сцене, так и в кинематографе. Композитор Леош Яначек, увидев спектакль, создал одноименную оперу. Холодная, циничная чапековская героиня в основном трактуется постановщиками более лирично, мягкой, тонкой, переводя акцент на вечную женственность, подчеркивая фантастически иронический подтекст. Постановщики «Инъекции бессмертия» пошли другим, более жестким путем, тем самым, возможно, декларируя свое отношение к основной фабуле. Несмотря на условную жанровую легкость, режиссер-постановщик Елена Щурская практически отказывается от комизма. Если понимать «чуму» как «чрезвычайно опасное, губительное социальное явление», то жанр выбран с целью развенчать безумность идеи если не бессмертия человека (это и так ясно, так как это богоборческая идея), то именно «вечной молодости» в ее современном абсурдном смысле. Средство Макропулоса как рецепт вечной жизни (молодости) развенчивается постановщиками путем его дискредитации - из-за занижения пафоса вопроса и переводом его в плоскость психиатрии (у Чапека психиатр сопровождает только одного персонажа, а в постановке Щурской каждый герой на стадии готовности к использованию рецепта находится под пристальным наблюдением целой психбригады).

Режиссер Елена Щурская рассматривает трагический аспект мечты человека о бессмертии, потому что она влечет за собой неизбежность ряда бесконечных потерь, которые в итоге превратят мечту вечной жизни в ад. Поэтому и акцент ставит на десакрализации темы смерти, предлагая идею продолжения себя в детях как аллегорию бессмертия. Идея не нова, но в контексте именно «Средства Макропулоса» концептуальная: провозглашенное Лилией Ребрик (подчеркиваю, а не героиней пьесы Еленой Макропулос, а именно живой женщиной, матерью двоих детей, бенефицианткой данной постановки) предложение признать детей продолжателями рода, проводниками идеи бессмертия, собственно, дает ответ на вопрос, почему именно эта пьеса была выбрана и как она была прочитана постановщиками.

Нарочитая банальность этого предложения настраивает на оптимизм, чего всегда хочется в финале, и не только спектакля. Это работает на молодого зрителя - у него эти "400" лет еще впереди. Взрослый зритель может, конечно, поставить под сомнение однозначность оптимизма. Его насторожит пронзительный и навязчиво современный образ юного Янека, который бездумно укорачивает себе жизнь при первом же серьезном ударе. Янек - персонаж аллегорический: он - наглядный пример того, насколько бессмысленна мечта пережить своих детей, ведь все сводится именно к этому.

***

Реминисценциями на различные сферы современной жизни пронизан весь спектакль. Постановщикам не понадобилось делать каких-либо существенных модернизаций текста Чапека, что только подчеркивает его актуальность: магнаты заменены олигархами, вопрос о честности судов вынесен на обсуждение в формате ток-шоу... В любую эпоху люди одинаковы, их беспокоят те же вопросы.

«У нас была идея сделать танцевальный спектакль, где главная героиня - звезда и актриса, фантастически танцует. Ведь это любит и сама Лилия Ребрик. А ее муж, хореограф Андрей Дикий, помогал создать хореографию спектакля, - цитирую Елену ЩУРСКУЮ. - Иногда танцы могут стать абсурдными, превращаться в безумие, охватывать весь город. Сценография у нас построена на свете. Художник-простановник Филипп Нирод работал на телевизионном канале, поэтому хорошо знает обратную сторону телешоу, что тоже присутствуют в нашей постановке. Судебное дело, о котором идет речь, в спектакле освещается на телевидении. И это тоже важная тема: телевидение часто формирует общественное мнение, видение, но там много "мусора". Как среди этого выделить истинные ценности».

Сценографическое и исполнительское решение спектакля безупречно с учетом задач, сформулированных постановочной группой: чувствуется, что работала команда. Актеры, нарочито без грима, в основном играли не типажей, а объективно безликих персонажей - участников тиражируемых телешоу. Исключение составляет острохарактерный блестяще сыгранный Артемом Атаманюком персонаж Гаука-Шендорфа. Телевизионная атрибутика, красноречивый, даже информативный, более того - комментирующий свет (Мари Акопян), многофункциональные мелочи подвижного реквизита. Особое впечатление от работы художника Филиппа Нирода, который средствами сценографии и костюма решает экзистенциальные задачи. И главное, лобное место действия - прозрачный бокс-трансформер, который играет роли от простого входа-выхода до портала во внешние миры. Несмотря на то, что конструкция бокса состоит из дверей, которые свободно открываются, это ловушка, в которой находится героиня, лабиринт, в котором бродит ее уставшая душа. Утомленная сценой, уставшая от одиночества, уставшая от жизни, уставшая от страха смерти...

Беззащитная прозрачность, проницательность и пустота конструкции как бы символизирует суть Эмилии Марти, которая могла бы остаться Элиной Макропулос и прожить одну полноценную жизнь, но вынуждена была проживать бесцельные столетия под разными именами, не познав ничего настоящего, потому что настоящее - конечное. Оно может быть вечным, но не в буквальном смысле, а в философском восприятии: для каждого человека вечным является то, что закончилось вместе с ним. «Умереть или выйти за дверь - это одно и то же», - Карел Чапек.

Следующие показы спектакля «Инъекция бессмертия» состоятся 8 и 17 октября.

Лариса Тарасенко. Фото предоставлено Молодым театром
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ