Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Их творцы достойны мировых сцен!»

I Всеукраинский конкурс молодых композиторов имени Бориса Лятошинского объявил победителей
12 марта, 2020 - 10:58
БОРИС ЛЯТОШИНСКИЙ БЫЛ ОДНИМ ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ МОДЕРНИЗМА В УКРАИНСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ

Этот конкурс — новый нынешний кейс Международного Kharkiv Music Fest, что несомненно претендует стать его постоянным резидентом. 4 апреля произведения лауреатов прозвучат в специальном концерте Call For Genius в рамках Kharkiv Music Fest 2020.

К рассмотрению жюри было допущено 55 конкурсных работ: 33 партитуры в младшей группе участников до 16 лет и 22 партитуры в старшей — до 21 года. Несмотря на то, что конкурс проводился впервые, он обрел всеукраинский масштаб. Произведения поступали со всех уголков страны — Киева, Харькова, Одессы, Днепра, Львова, Ивано-Франковска, Тернополя, Луцка, Мариуполя, Запорожья, Покровска, Кривого Рога и др.  Самой младшей участнице конкурса всего 10 лет.

Члены жюри — Еугениуш Кнапик (Катовице, Польша), Вальтер Фельдман (Цюрих, Швейцария), Алла Загайкевич (Киев, Украина) и независимый эксперт конкурса Иван Пахота (Харьков, Украина) — выставляли  свои оценки по шкале от 1 до 100 баллов.

В младшей группе места распределились таким образом: I премия (€ 500) — Лысенко Влада (2004 г., г. Одесса), ІІ премия (€ 300) — Кузнецов Тимур (2006 г., г. Киев), ІІІ премия (€ 200) — Романова Александра (2007 г., г. Одесса). В старшей группе I премию и € 1000 получил Усатенко Владислав (2002 г., г. Киев), ІІ премию и € 750 — Поплинский Максим (2000 г., г. Киев), ІІІ премию и € 500 — Бондаренко Илья (2001 г., г. Киев). Диплом и специальная премия от члена жюри господина Вальтера Фельдмана достались Юрию Пикушу (1998 г., г. Киев).

Члены жюри оказались щедрыми на слова относительно конкурсантов и самого конкурса. Так, композитор и педагог Вальтер Фельдман из Цюриха написал: «По моему мнению, конкурс был очень хорошо организован и проходил плавно и корректно.  Были представлены очень красивые музыкальные произведения, которые сделали судейство сложной, но интересной задачей. К сожалению, очень мало композиций было продумано и написано в современной идиоме. Я очень доволен результатом и рад, что наилучшие композиции были награждены. В следующий раз, по моему мнению, также было бы важно, чтобы будущие конкурсы становили ключевой задачей проектировать и исполнять музыку в современных идиомах. Сегодня молодые люди должны действительно познавать музыку, которая представляет новейшие тенденции развития во всем мире и которая позволяет им открывать новые музыкальные миры. Задача преподавателей и профессоров — приблизить эту музыку к своим ученикам».

Профессор Еугениуш Кнапик, руководитель Кафедры композиции и теории музыки в Музыкальной академии им. Кароля Шимановского в Катовицах, добавляет: «Искренне радуюсь, что стал членом жюри этого прекрасного Конкурса молодых композиторов, которые, как показал результат, уже совсем не дети. Когда узнал, что на конкурс Лятошинского участники будут подаваться  через  интернет, а отчеты с оценками членов жюри так же — с радостью захотелось занять место члена жюри; в ином случае, наверное, я отказался бы. Такой способ работы жюри является максимально прозрачным и  объективным: мы не знали ни имени, ни года рождения, ни даже пола автора. В целом могу сказать, что украинская молодежь является очень креативной, и произведения, которые я судил, были неплохими. Кое-где очень хорошими. В большинстве из них вижу сильное влияние творчества Шостаковича и Лятошинского, что меня не удивляет».

Член жюри из Киева, украинская композитор Алла Загайкевич, отмечает: «Участие в жюри Всеукраинского конкурса молодых композиторов им. Бориса Лятошинского дало мне возможность познакомиться с произведениями юных композиторов разных возрастных групп, увидеть, какие направления творчества они избирают, как чувствуют классические составы — «Дуэт для скрипки и фортепиано» и «Фортепианный квинтет». В целом, участники конкурса показали актуальность разработки индивидуальных методов композиции и поиска собственного пути в музыке. Команда конкурса обеспечила работу жюри в формате анонимности рассмотрения каждого произведения и предоставила независимого эксперта для оценивания произведений учеников членами жюри».

Независимый эксперт и креативный куратор конкурса, украинский композитор и пианист из Харькова Иван Пахота подытоживает: «Начинать что-то новое, с первого шага — всегда трудно и боязно. Но не в случае с Конкурсом им. Лятошинского. Я имею достаточно большой опыт организации и менеджмента творческих мероприятий, но, в случае работы в группе Харьков Мюзик Фест над этим конкурсом есть ощущение, будто здесь уже полжизни. Из предложения провести в рамках фестиваля композиторский конкурс мне стало очень уютно внутри команды.  Победители нашего конкурса — светочи украинской современной музыки: это уникальные композиторы будущего украинского бомонда. В ходе приема работ мы немного паниковали, может ли Украина быть богатой на таланты, талантливо конкурентоспособной и ознакомлена ли с мировыми тенденциями в музыкальном искусстве... Качество и количество полученных работ, география, а также результат работы членов жюри показал, что паниковали мы зря, и произведения победителей достойны мировых сцен. Основание такого конкурса, без малейшего сомнения, было хорошей идеей, а перспектива его продолжения — необратима!»

Президент KharkivMusicFest Сергей Политучий: «Всеукраинский конкурс молодых композиторов имени Лятошинского, который проходит в рамках Международного музыкального фестиваля Kharkiv Music Fest, - важный шаг в воспитании молодого поколения в русле творческого отношения к жизни. Он задает высокую планку мастерства для тех, кто посвятит себя профессии композитора. Для нас очень важно, чтобы юные таланты, молодые украинцы, которые стремятся выразить себя через творчество, музыкальное искусство, упорно работают над собой, получили поддержку в самом начале творческого пути. Оценки международного жюри, денежные премии победителям - все это должно стимулировать участников для дальнейшего роста. Но самым важным, с моей точки зрения, для лауреатов станет то, что они услышат свои произведения в профессиональном исполнении. Я очень надеюсь, что наш конкурс будет получать из года в год все большую популярность и будущие произведения его сегодняшних участников будут звучать в лучших залах страны».

 

Ольга СТЕЛЬМАШЕВСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ